Современное толкование Евангелия от Иоанна

Современное толкование Евангелия от Иоанна 26.02.2019

Современное толкование Евангелия от Иоанна

Митрополит Иларион (Алфеев). Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. – М.: Издательский дом «Познание», 2018. – 640 с.

В прошлом году издательский дом «Познание», работающий на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, выпустил книгу доктора богословия, доктора философских наук, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Илариона «Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий».

В аннотации издание характеризуется как путеводитель по Евангелию от Иоанна. Книга включает в себя двадцать одну главу, а также предисловие, введение, заключение и библиографию. В предисловии автор, известный современный теолог, патролог, церковный историк, указывает, что книга представляет собой переработку материала созданного им фундаментального шеститомного исследования, переведённого на многие языки, «Иисус Христос. Жизнь и учение».

Введение содержит сведения об авторе Евангелия, святом апостоле Иоанне, который являлся реальным непосредственным свидетелем, тайнозрителем, участником описываемых событий, при этом стремился к их богословскому осмыслению. Также речь идет об особенностях четвёртого Евангелия, среди которых особое внимание уделено следующему: акцент священнописателя прежде всего на событиях, которые обойдены вниманием евангелистов-синоптиков, восполнение имеющихся у них пробелов; подчинение повествования в первую очередь не хронологическому, а проблемному принципу, богословски ориентированному объяснению происходящих событий. Во введении также рассмотрены проблемы времени появления Евангелия и его место в корпусе творений святого апостола Иоанна Богослова.

Затем, опираясь на двухтысячелетний опыт Православной Церкви, владыка Иларион обращается к евангельскому тексту, последовательно исследует, раскрывает его исагогику, сопровождая исследование пространным историческим и богословским комментарием. Первая глава начинается с подробного рассмотрения пролога Евангелия от Иоанна, поскольку, как совершенно справедливо отмечает митрополит Иларион, он «имеет ключевое значение для понимания основных богословских тем этого Евангелия», тем более что «из четырёх Евангелистов только Иоанн даёт цельную и законченную богословскую интерпретацию событий, очевидцем которых он был».

В исследовании митрополита Илариона выделяются магистральные темы Евангелия от Иоанна: о воплощении Слова Божия, любви, единстве Сына с Отцом, учение о Боге как Свете, акцент на универсальном характере служения Спасителя, уникальности Его проповеди, всемирности миссии и другие. В книге подробно рассмотрены ключевые положения сотериологии, триадологии, христологии, «заместительной теологии», представленные в четвёртом Евангелии; анализируются хиазмы (смысловые структуры, расположенные симметрично, что позволяет одному утверждению восприниматься в качестве центрального), которые у Иоанна встречаются чаще, чем у других евангелистов. Представляемое исследование содержит также анализ ряда христологических титулов (Бог, Слово, Свет истинный, Единородный, Сын Божий, Спаситель и др.), сопоставление рассказа Иоанна с повествованиями Матфея, Марка и Луки.

Использование современной иноязычной богословской литературы, конструктивная критика некоторых гипотез не перегружают текст, а помогают читателю составить представление о многообразии существующих направлений в современной библеистике. Опора на комплексный подход, тщательный анализ источников, позволяют автору аргументированно критиковать «кабинетные мифы» (по терминологии академика Д.С. Лихачёва), научные фантомы, оторванные от реальности. Книга, обладающая всеохватностью подхода и высокой духовной значимостью, знакомит читателя с православной точкой зрения, тщательно и убедительно выверенной на обширном святоотеческом материале.
В заключении автор акцентирует внимание читателя на основной идее апостола, для которого, в отличие от евангелистов-синоптиков, «исходной позицией является утверждение о том, что Иисус – Бог воплотившийся». Святитель Кирилл Александрийский писал: «Другие Евангелисты, как можно видеть это (в их Евангелиях), с большой точностью ведут речь о плотском родословии Спасителя нашего <…>, а блаженный Иоанн не очень много позаботился о сем, но посредством как бы пламенеющего и огненного движения ума решается касаться самих превышающих ум человеческий предметов и дерзает изъяснять неизреченное и несказанное рождение Бога Слова».

Раздел «Библиография» содержит более трехсот наименований. Это литература на русском и иностранных языках. Значительное число и авторитетность источников свидетельствуют о глубокой проработанности рассматриваемых в книге вопросов, осуществленной силами автора и его научных предшественников, а также способствует ознакомлению читателя со святоотеческой экзегетикой и достижениями современной мировой библеистики.

О значимости знакомства с творениями апостола Иоанна святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Будем внимать … тому, кто ведает глубины Божии… Он ничего человеческого не будет говорить нам, но всё, что ни скажет, будет из глубины Духа». Содержание заметно обогатившей богословскую науку, являющейся достижением современной отечественной новозаветной библеистики книги митрополита Волоколамского Илариона, безусловно, будет содействовать пониманию Священного Писания нашими современниками, осмыслению Евангелия от Иоанна, являющего собой авторитетную основу православного учения.

Книга, базирующаяся на строгой фактологии, снабжённая серьёзным современным научным аппаратом, представляет несомненный интерес для специалистов, при этом ясный, доступный стиль изложения делает её адресатом широкую аудиторию, включающую в себя как воцерковлённых чад Русской Православной Церкви, так и тех, кто ещё только находится в поисках истины.

Ирина Родионова




© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт