Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Подспорье для катехизатора 25.02.2019

Подспорье для катехизатора

Вышла книга Эдуарда Качана «О Православии просто»: ее адресат – это сомневающийся, но находящийся на пути к Богу человек.

Но ведь в Православной Церкви есть свой небольшой по объему катехизис — святителя Филарета, почему бы не удовольствоваться им? С моей точки зрения, проблема состоит в том, что если догматические определения со временем не меняются, то способы рассказать о них людям меняются довольно сильно. И если для середины XIX века Филаретовский катехизис, по-видимому, полностью выполнял свои функции, то на данном этапе исторического развития, в совершенно другую эпоху, требуются новые подходы к читателю.

Что, в частности, я имею в виду, если переходить непосредственно к книге Эдуарда Качана? Впрочем, некоторых сравнений с катехизисом святителя Филарета все равно не избежать. Дело в том, что митрополит Филарет создавал свой труд в православной стране, для людей, подавляющее большинство из которых были (или, по крайней мере, считались) христианами. К христианам этот катехизис и обращен.

А вот к кому обращена книга Эдуарда Качана? Прочтем (с некоторыми сокращениями) самое начало книги: «У меня под окном растет абрикосовое дерево. Сегодня на нем появились цветы … Красиво! Мне хочется сказать спасибо, потому что сердце тает от благодарности. От благодарности кому? Тому, Кто подарил мне весь мир, и меня самого, и вот эти цветы на голых ветвях! От благодарности Богу!

“Но разве Он есть?” — спросит кто-то».

Обратим внимание на этот последний вопрос, заданный гипотетически «кем-то». Этот «кто-то», видимо, и есть предполагаемый адресат этой книги. Это еще не верующий человек, раз он сомневается в существовании Бога. Но это уже и не совсем неверующий человек, раз, повторимся, он сомневается в существовании Бога. Адресат книги Эдуарда Качана — это сомневающийся, но находящийся на пути к Богу человек.

Безусловным достоинством книги Эдуарда Качана является желание строго следовать цепочке рассуждений, плавно подводя читателя от одной темы к другой, от разрешения одного вопроса к разрешению другого.

И у этого принципа, кстати, тоже есть свой литературный аналог. В каком-то смысле такое построение текста похоже на «Диалоги» протоиерея Валентина Свенцицкого. С той, конечно, существенной разницей, что в «Диалогах» у автора есть «реальный» собеседник, и повествование в этом произведении отнюдь не подводится под категорию «просто о Православии». В книге Эдуарда Качана «реального» собеседника нет, автор сам додумывает за него вопросы и переходы к следующим темам. Минус подобного построения текста, безусловно, в том, что логика читателя может строиться, как бывает в реальном разговоре, совершенно по-другому. Зато как способ структурной организации текста этот прием, безусловно, имеет право на существование.

Впрочем, читатель может подумать, что книга Эдуарда Качана и строится как диалог. Это не так. Он присутствует в тексте только в снятом виде (однако он есть) и играет свою роль только в соединении частей, но не в самом существе ответов на каждый отдельный вопрос.

Попробуем проследить, каким же образом этот снятый, скрытый диалог присутствует в тексте.

Уже приведенная выше цитата («“А разве Он есть?” — спросит кто-то») свидетельствует о начале такого диалога. Первая главка, следующая прямо вслед за данным вопросом, так и называется — «А разве Бог существует?» В ней кратко рассмотрены основные «аргументы в пользу бытия Божия» (изучает которые апологетика, или основное богословие»). Примыкающая к ней главка «Почему теизм лучше, чем атеизм» подходит к тому же вопросу бытия Божия с другой стороны — со стороны не причин, а скорее следствий выбора между теизмом и атеизмом (своеобразный вариант пари Паскаля). Далее следует главка «Но ведь религии разные». И начинается она как раз подчеркнуто диалогично: «Хорошо, скажет внимательный читатель. Предположим, что Бог есть (вот оно — это подведение читательского восприятия, необходимое для такого рода текстов. По умолчанию предполагается, что предшествующая аргументация уже убедила, или хоть поколебала сомнения читателя. Это не претензия к автору, такое «подведение» характерно вообще для «диалоговой» литературы, в частности, для того же о. Валентина Свенцицкого — прим. автора). Но каков Он? Ведь разные люди думают о Боге по-разному!» В этой главе автор предлагает критерии для сравнения религий, причем в качестве первого выбирает — вполне сознательно — критерий «лучше-хуже».

Далее как раз и начинается постепенное развертывание различных критериев с постепенным «отбрасыванием» того, что оказалось хуже. И с постепенной же постановкой все новых и новых вопросов «внимательного читателя». Вот названия следующих глав: «Почему вера в Бога-личность лучше, чем пантеизм», «Почему религии Откровения лучше безоткровенных», и, наконец, «Почему христианство лучше других религий Откровения». У внимательного читателя, даже вполне согласного с аргументацией автора, может вполне возникнуть вопрос — это уж мы добавляем от себя: «Хорошо, Вы убедили меня в том, что христианство лучше других религий. Но ведь есть еще вопрос — Зачем? Зачем мне все это нужно?» С ответа на этот гипотетический вопрос и начинается переход к следующей главе труда Эдуарда Качана: «Но для того, чтобы узнать, от чего нас, людей, спас Воплотившийся Бог Иисус Христос, нужно понять, в какую беду мы попали».

Отметим, что такая диалогичность является очень хорошим средством даже не попасть в читательскую логику, а построить ее. Книга не только учит тому, «о чем» Православие, но и тому, «как» нужно о нем думать и в нем разбираться.

С точки зрения содержания книга «О Православии просто» в целом примерно повторяет (с сокращениями) курс основного богословия. После «выбора» в пользу христианства, осуществленного в первой главе, идет рассказ о «беде, в которую попало человечество» — о грехопадении и его последствиях. Далее следуют главы, посвященные священной истории: «Ветхий Завет. Долгий путь к Рождеству» и «Новый завет. Полнота времен». Следующая глава — «Свидетельства в пользу свидетелей» — повествует еще об одном немаловажном сомнении, зародившемся в XVIII веке — сомнении в историчности Христа (и соответственно, его свидетелей — апостолов).

Глава «Место встречи человека и Бога» рассказывает о Церкви и Евхаристии. В скобках отметим, что объем и задумка книги не позволяют остановиться на других таинствах, поэтому выбор только центрального из них вполне обоснован.

Глава «Синегрия» рассказывает о сути православного учения о спасении — о взаимодействии в этом деле божественной благодати и человеческой воли. После нее идет рассказ о том, «Где искать Церковь Христову» и по каким критериям ее определять.

Последняя глава возвращает нас к началу книги — «Почему важно знать, что Бог — Троица».

Думается, что книга Эдуарда Качана будет интересна не только людям, ищущим Бога, но и катехизаторам — тем, кому доверена проповедь о Православии.

НИКОЛАЙ ДЕГТЕРЕВ, журнал «Православное книжное обозрение»

О ПРАВОСЛАВИИ ПРОСТО

Э. Качан.

М.: Сибирская благозвонница,

2018. — 170 с.

ИС Р18-717-0648

ISBN 978-5-906911-86-5




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru