Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Вневременная традиция 02.02.2018

Вневременная традиция

Митрополит Иерофей (Влахос) – «Одна ночь в пустыне Святой горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве».

Алексей Ильич Осипов в одной из своих лекций отмечает интересный факт: в святоотеческой письменности об Иисусовой молитве написано столько, сколько ни о какой другой.

И он спрашивает своих слушателей: «Как же так? Ведь у нас есть “Отче наш” — молитва, которую дал Сам Господь! Почему не о ней, почему именно об Иисусовой молитве столько текстов?» И в дальнейшем ходе лекции пространно и подробно объясняет почему.

Факт действительно интересный. Иисусова молитва — некая опора для любого, кто хочет жить по заповедям Христовым, заниматься духовной борьбой. Церковная традиция, в первую очередь, основана на том, что эта молитва, как ни вульгарно здесь будет это слово, действует, приносит плоды. А по плодам их, как известно, узнаете их (Мф. 7:16).

Книга митрополита Иерофея — еще один кирпичик, положенный в здание церковной традиции Иисусовой молитвы. Можно было бы сказать «современный кирпичик», но ничего специфически современного там нет. В том-то и дело, что пустынник, с которым беседует митрополит (на время беседы — еще архимандрит) Иерофей, совершенно ничего не выдумывает, не привносит ничего своего, ничего современного. Его рассказ, перебиваемый вопросами, иногда наводящими, иногда спонтанными, благодарного слушателя, — только более приспособленное к восприятию современного человека все то же святоотеческое учение об этой молитве. Учение о ней не меняется, остается одним и тем же. Меняются люди, которое могут (или не могут) это учение понести.

Книга о молитве очень благоразумно предваряется введением, где содержаться советы, как читать эту книгу. Советы далеко не праздные и нужные. Например, автор пишет, что «нужно иногда останавливаться и размышлять, но более всего — молиться». Не только и не столько благочестивый, но прежде всего очень логичный призыв — молиться, читая книгу о молитве. Другой важный совет: «Читайте эту книгу с той целью, с которой она написана, то есть претворяйте в жизнь то, чему она учит». Нужно сказать, что этот совет важно всегда держать в голове при чтении любой аскетической литературы. На дальнейших страницах автор приводит очень важное (и какое, увы, точное!) изречение преподобного Максима Исповедника: «Знание без практики — дьявольское богословие». Возможно, это вообще беда сегодняшнего дня — обилие православной литературы формирует «знания», а вот «практикой» современному человеку заниматься очень сложно.

После введения в книге о молитве следует раздел, посвященный… молчанию. Это еще один важный с духовной точки зрения момент. Митрополит Антоний Сурожский (не от себя, конечно, а тоже почерпнув эту мысль в церковной традиции) однажды сказал: «Вы никогда не научитесь молиться Богу, если не научитесь с Ним молчать». Митрополит Иерофей приводит замечательные слова аввы Памво на эту тему. Ученики просили авву сказать им что-нибудь душеполезное, а он молчал. На их недоумение он дал такое объяснение: «Если не будет пользы от моего молчания, не сможет помочь и мое слово». Далее автор поясняет, что душеполезное слово говориться «по мере жажды вопрошающего». Соответственно, и восприятие того, что написано в книге, зависит в огромной степени от той степени духовной жажды, которой будет «мучиться» читатель.

И тут мы снова возвращаемся к церковной традиции — на сей раз традиции чтения. В одном из сочинений митрополита Вениамина (Федченкова) есть эпизод, где он говорит о своем чтении Евангелия. Когда он готовился к лекциям и читал Евангелие с целью выписок цитат, составления плана рассказа, оно, по его словам, становилось как бы безжизненным, сухим. Из него, если можно так выразиться, уходила сила, оставалась только информация. А вот когда он читал Евангелие просто для себя, чтобы «услышать слово Жизни», оно и само оживало, открывало ему сокрытые глубины. Это и есть церковная традиция чтения — не сухим рассудком, а любящим сердцем.

Совершенно также, видимо, обстоят дела и с книгой митрополита Иерофея. Один человек найдет здесь только структурированное святоотеческое учение об Иисусовой молитве, обрамленное нехитрым литературным вступлением и заключением, а для другого в словах пустынника, обращенных к рассказчику, может открыться бездна духовной мудрости.

Основная, повествовательная часть книги начинается с того, что автор отправляется на Афон в поисках душеполезного знания. Он приходит к одному пустыннику, и дальше начинается их диалог об Иисусовой молитве. Кстати, митрополит Иерофей изначально предупреждает, чтобы читатель не искал пустынника, — для этого он специально сделал его безымянным. Что, конечно, верно, ведь святость принадлежит не людям, а Богу.

Сам разговор об Иисусовой молитве делится на девять частей. В первой идет речь о значении Иисусовой молитвы, которое состоит в том, что она позволяет достигнуть единения с Богом, укрепляет веру в Него, позволяет избегать гордости и учит распознавать искушения.

В следующем разделе говорится об этапах прохождения молитвы. Старец разделяет молитвенное делание на пять этапов:

1) Когда молитва произносится устами.

2) Переходит в ум.

3) Сходит в сердце.

4) Становится самодействующей.

5) Делатель молитвы ощущает тихий огонь в душе.

Каждый из этих этапов описывается довольно подробно.

В третьем разделе обсуждаются пути к стяжанию Иисусовой молитвы. Конечно, главными из них оказываются покаяние и послушание. Но пустынник дает и более конкретные (все-таки и покаяние, и послушание — слишком объемные понятия) рекомендации. В частности, для стяжания молитвы необходимо «собрать человеку ум», «отказаться от мыслей… не только дурных, но и благих». Благие мысли, как ни странно, тоже препятствие к молитвенному деланию. Важно молиться именно «немечтательно», а благие мысли (христиане это знают) часто приводят как раз к такой «мечтательности».

Чем же определяется успех молитвы? Конечно, «наибольший успех определяется наибольшим осознанием своей греховности».

Против молитвенника начинает восставать дьявол, поэтому следующий раздел посвящен противоборству ему. В нем прежде всего говорится о борьбе со страстями, причем отмечается, что война с ними тем сильнее, чем сильнее были сами предшествующие страсти. А также о борьбе с помыслами. Главный принцип этой борьбы, особенно с хульными помыслами, состоит в том, чтобы собственно не бороться с ними, а игнорировать их, пренебрегать ими.

Следующий раздел посвящен состоянию, которое знакомо, вероятно, всем, кто хоть сколько-нибудь продолжительное время пробовал заниматься аскетикой. Называется он «приход и сокрытие благодати». Пустынник отмечает, что это не какое-то исключительное состояние, а, так сказать, общий признак духовной жизни, явление, входящее (это не его слова, но мысль именно такая) в педагогический план Бога.

Два следующих раздела посвящены плодам и ошибкам при прохождении Иисусовой молитвы. Плоды тоже разделяются пустынником на этапы, но уже на три:

1) Осознание собственной греховности (старец говорит, что оно не может быть совершенным, но должно быть непрерывным — очень важное замечание).

2) Достижение бесстрастия.

3) Мистическое богословие (созерцание Бога).

В главе об ошибках указывается на то, что, конечно, есть и в святоотеческой письменности:

1) Желание достигнуть плодов молитвы в короткое время.

2) Слишком сильное внимание к психотехническим методам (о чем в свое время писали святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов).

3) Перескакивание через этапы (описанные выше).

4) Мнение о собственном достоинстве видеть нетварный свет.

Заканчивается разговор с пустынником главами о необходимости молитвы для всех, а не только для монахов, и о молитве за других.

После ночи, проведенной в душеполезной беседе, повествователь служит Литургию в афонском скиту, где его сослужителями оказываются сам пустынник со своими послушниками. Описание Литургии дается красочное и глубокое. Вообще одной из задач, которую, видимо, ставил перед собой автор, является описание изменения своего внутреннего состояния во время и после беседы с пустынником. Не очень понятно, возможно ли вообще адекватное описание этого изменения. Но сама попытка, безусловно, заслуживает внимания.

Книга будет полезна для тех, кто хочет познакомиться с церковной традицией Иисусовой молитвы и желает начать претворять эту традицию в собственной жизни.

НИКОЛАЙ ДЕГТЕРЕВ, журнал «Православное книжное обозрение»

ОДНА НОЧЬ В ПУСТЫНЕ

СВЯТОЙ ГОРЫ

Беседа с пустынником

об Иисусовой молитве

Митрополит Иерофей (Влахос)

М.: Троице-Сергиева Лавра, 2017.

— 188 с.

ИС Р17-646-3631

ISBN 978-5-00009-005-3




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru