Издательский Совет Русской Православной Церкви: Школа Божиих заданий

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Школа Божиих заданий 17.01.2018

Школа Божиих заданий

Рецензия на книгу протоиерея Федора Бородина «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» опубликована в журнале «Православное книжное обозрение».

Семье протоиерея Федора Бородина приходится задумываться над вопросами воспитания гораздо чаще, чем среднестатистическим родителям — ведь у него восемь детей! И именно личный опыт, истории и размышления составляют безусловную ценность этой книги.

Интересно, что протоиерей Федор Бородин в равной мере уделяет внимание двум аспектам воспитания: бытовому и духовному. Кроме того, он пишет не только о том, как родителям нужно воспитывать ребенка, но и о том, как рождение детей меняет взрослых на самом глубинном уровне, перестраивая в том числе их отношения с Творцом.  

«Ребенок растет и ставит перед тобой все новые задачи — вернее, Бог через твоего ребенка», — отмечает священник. Уважение к уникальной личности детей, признание за ними права выбора — принципиальная позиция автора. «Даже умиляясь на ребеночка, который с удовольствием слушает молитвы и причащается, родителям нельзя забывать: мое дитя — отдельная вселенная со своим путем к Богу. И буквально с первых дней надо научиться уважать эту отдельность. <…> Ребенок вырастет и будет выбирать сам. Как бы ни вел себя папа, как бы ни вела себя мама, решение будет только его, и оно будет совершаться пред очами Божиими», — предупреждает он.

Конечно, родители могут и должны показать ребенку пример жизни с Богом — тогда, даже если чадо, взрослея, будет переживать период сомнений и охлаждения веры, он будет знать, куда вернуться. А показать, каково жить по Заповедям — это «дать опыт жизни в пространстве, согретом любовью, чтобы на этом опыте дети потом строили свою семью, дотягивали ее до родительского стандарта». В основе такой семьи, считает автор, непременно положен принцип жертвенной любви (а не принцип получения чего-то от другого человека будь то молодость, красота, интересная беседа или вкусный ужин). Поэтому такая любовь со временем не истощается. А научиться любить жертвенно, служа другому, можно, если не бояться обрести радость в том, чтобы наступить на свое «хочу» и «я так решил». И упражняться в такой любви протоиерей Федор Бородин советует еще до рождения первенца.

К вопросу о семейной иерархии автор относится достаточно консервативно: он считает, что главенство мужчины установлено Богом, и счастлива «только та женщина, которая это понимает». «Главный — не значит лучший, — уточняет он, — как раз лучшая чаще всего женщина, и ближе к Богу…», но авторитеты рушатся одновременно: если мама не слушается папу, дети не будут слушаться такую маму, а папу тем более. При этом протоиерей Федор Бородин ратует за бережное отношение к женщине, отмечая, что «мы, мужчины, не умеем сейчас практически никто быть нормальным главой семьи». Предупреждая, что когда на отсутствие положительного примера в личном опыте накладывается искаженное трактование Библии, он приводит пример молодого мужа, который так кричал на свою жену и стучал кулаком по столу (потому что написано, что жена да боится своего мужа (Еф. 5:33), что сломал руку и долго потом ходил в гипсе. Вообще по мнению священнослужителя, увлечение библейскими цитатами часто заводит в тупик: «А Евангелие-то состоит не из цитат! Оно цельно». Приближаться к евангельскому идеалу он советует через заботу о близких, принятие ответственности за семью: «папа должен понимать, что его христианство распределено между работой, храмом и кухней. Оно проявляется в том, что он готов служить, хотя, скорей всего, не любит готовить и мыть посуду. Папе надо постараться обеспечить это радостное домашнее тепло».

Подробно пишет отец Федор и о распространенных «камнях преткновенния», сопровождающих быт христианской семьи. Например, о том, как поститься беременным и кормящим женщинам. На примере этой ситуации показывается, что «сложности» могут стать стимулом для более глубоко и индивидуального осмысления отдельных моментов аскетики: часто строгие постницы вдруг осознают, что пост для них раньше состоял прежде всего из пищевых ограничений, как непомерно много эти ограничения занимали места в их прежнем посте. Тогда начинается поиск того, как изменить свою жизнь, чтобы сделать время поста благодатным.

Попутно в книге разоблачаются некоторые «суеверия» — например, рассказывается, что в Церкви нет канонов, регламентирующих выбор того или иного имени для ребенка.

Практически единственное, в чем протоиерей Федор Бородин бескомпромиссен, — это необходимость непрерывной молитвенной жизни. Исполнение утреннего и вечернего молитвенного правила он считает предельным минимумом, который нужно выполнять, а вот посещение богослужений для людей, у которых есть дети, неизбежно осложнено, и к этому стоит относиться с терпением. Однако недостаточность соборной молитвы придется «компенсировать», например, Иисусовой молитвой: «Родители, как и любой христианин, должны навыкать ей, пользоваться великим даром, который у нас есть. Едешь в троллейбусе, чистишь картошку, моешь полы или посуду — читай Иисусову молитву».

«Сейчас нормальная семья развалена», — с болью констатирует автор. Но он уверен, что если верить в Бога, молиться и доверять Ему, то Бог поможет. Неизбежны трудности переходного возраста, конфликты, материальные проблемы. Но у родителей, которые любят ребенка ради Бога и него самого, всегда, уверяет автор, будут «рычаги воздействия», и ребенок с таким и родителями связь не разорвет. Тому, как возрастить именно такие, здоровые семейные узы, и посвящена книга протоиерея Федора Бородина.

МАРИЯ ХОРЬКОВА, журнал «Православное книжное обозрение»

СОТВОРИ ЛЮБОВЬ

Как вырастить счастливого ребенка

Протоиерей Федор Бородин.

М.: Никея, 2018. — 336 с.

ИС Р17-711-0404

ISBN 978-5-91761-776-3




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru