Издательский Совет Русской Православной Церкви: Лучший роман о новомучениках получит премию

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Лучший роман о новомучениках получит премию 25.12.2017

Лучший роман о новомучениках получит премию

Современной литературе остро не хватает положительного героя, а нам всем – знаний и представления о новомучениках первой трети XX века.

В связи с этим Издательский совет Русской Православной Церкви совместно с издательством «Никея» 1 января 2018 года открывает призовой сезон конкурса на лучшее ранее не опубликованное художественное произведение на тему «Новомученики и исповедники земли русской».

Победитель получит право на публикацию своей книги тиражом не менее пяти тысяч экземпляров. Формат — большая повесть или роман. Положение о конкурсе размещено на сайте Издательского совета.

Первые образы новомучеников стали появляться в русской литературе в конце 1980-х годов. Но до сих пор население России в абсолютном большинстве своем не имеет представления о подвиге новомучеников. В популяризации этого подвига и видит свою задачу Русская Православная Церковь. Литературы о новомучеников первых десятилетий богоборческой власти много, но это — научная литература для узкого круга читателей. А нужен образ. Обсудить сложившуюся ситуацию в Издательском совете на круглый стол «Герой и подвижник в современной литературе», который возглавил председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, собрались писатели — Олеся Николаева, Алексей Шорохов, Владислав Бахревский и другие.

— Жатвы много, делателей мало, — говорит владыка Климент. — Эти слова сегодня можно отнести не только к священникам, но и к писателям. Художественные произведения очень важны для современного общества. Недавно на архиерейском соборе мы причислили к общецерковному почитанию святых Глинской пустыни. Это такие замечательные подвижники! Житие не каждый будет читать. Нужно создавать образы. Если на бумаге прозвучит колокольный звон, читатель задумается о жизни, о том, что он — творение Божие. Такие сюжеты должны присутствовать в художественной литературе, они готовят человека принять Евангелие.

По словам владыки Климента, любому времени нужны герои. При князе Владимире во времена крещения Руси в древнерусском обществе начали активно прославлять святых, писались жития, чтобы люди могли ближе воспринимать христианство. И житийная литература оказывала огромное влияние.

— Для современной литературы образ подвижников представляет собой определенный интерес, — уверен владыка Климент. — На фоне интереса к родной истории и культуре естественным выглядит интерес и к тем выдающимся людям, которые внесли весомый вклад во все это. Ученый, рассказывающий о герое эпохи, опирается на документы, подлинные источники. В художественной литературе ситуация иная. Читатель не только хочет узнать что-то такое, чего он не знал до этого, но и прожить с героем историю, сопереживать ему, он хочет получить удовольствие от чтения.

Однако при написании сюжетов, связанных с образами реальных исторических фигур, достигших святости, писатель сталкивается с определенными трудностями. Нередко вольность трактовки событий и характеров может привести к тому, что в восприятии читателей историческое лицо будет не таким, каким оно было в действительности.

— Литература нередко побеждает историю, — напомнил глава Издательского совета. — Можно привести немало примеров. Пушкинские «мальчики кровавые в глазах» сделали для закрепления роли Бориса Годунова как убийцы царевича Димитрия больше, чем все исторические труды. Пушкин же представил Сальери отравителем Моцарта. И защищать композитора приходится от гениального пушкинского текста, а не от существующих фактов.

Об этом непростом вызове, стоящем перед писателем, берущим в качестве героя настоящего исторического подвижника, сказала и Олеся Николаева:

— Сложность написания художественных произведений о новомучениках в том, что писатель должен прикасаться к святому. Можно написать его житие, а вот как прибегнуть к условности, без которой невозможна художественная литература, впустить свой вымысел и не погрешить против истины?

Именно с этой проблемой, по словам писательницы, столкнулся автор нашумевшего бестселлера «Несвятые святые», настоятель Сретенского монастыря, епископ Тихон Шевкунов, который много лет пишет роман о святителе Луке Войно-Ясенецком.

Однако, по мнению владыки Климента, художественные приемы вовсе не обязательно должны исказить образ святого подвижника:

— Нужно писать о новомучениках. О тех страшных расправах, которые происходили в 1930-е годы. О тех, кто погиб в лагерях, ссылках. Нам нужно сейчас знать, через что проходили люди тогда. Священники и крестьяне вместе прокладывали рельсы в Сибири или гибли на рудниках без медицинской помощи и нормальной пищи.

Тема страшных последствий революции останется актуальной и в 2018-м — году столетия цареубийства.

О том, что эта тема не изжита, а остается очень больной и неразрешенной для общества, напомнил писатель, поэт и публицист Алексей Шорохов. Слабость царя, его святость и убийство семьи — тема, остающаяся крайне востребованной.

Между тем, настоящими героями в литературе сегодня могут и уже становятся те, кто бросает вызов всеобщему оскудению духа.

На вопрос о том, каким бы мог быть современный литературный герой, Алексей Шорохов рассказал историю о священнике Николае Маркове, который служит в храме на линии фронта в поселке Зайцево, разделенном на две противоборствующие части. Храм стоит всего в 700 метрах от окопов в зоне уверенного снайперского огня и поражения. Отец Николай приезжает из Горловки с женой и двумя детьми служить в этой церкви под обстрелами, потому что людям, которые живут рядом, больше некуда идти, им нужен храм.

Алексей Шорохов напомнил о том, что тема святости и праведности занимала всю русскую литературу XIX века. Это и Лесков, и Толстой, и Достоевский — писатели, которые сформировали сам образ русской литературы, ее восприятие в мире.

Между тем, как заметил писатель, в большинстве своем образ современного героя — это городской невротик, мучающийся рефлексией и пытающийся изжить свои комплексы. Это Андрей Болконский, только уже не способный на поступок.

А писатели, создающие в своих произведениях образ положительный и достойный подражания, такие, как, например, Михаил Тарковский или Ярослав Шипов, находятся в стороне от литературной моды. Исключение могут составить немногие. Повезло Виктору Николаеву — благодаря афганской тематике. Находясь вне мейнстрима, его роман «Живые в помощи» был напечатан тиражом, превысившим миллион экземпляров, и без всякой раскрутки.

Олеся Николаева поделилась своим восприятием положительного героя в современной литературе. По ее словам, таких книг не мало. И зачастую это герои, не идеальные с точки зрения нравственности, но способные на преодоление и противостояние всеобщему растлению, как герой романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».

— За прошедшие несколько лет вышло немало произведений, в которых авторы создали образы положительных героев, — говорит Олеся Николаева. — Прежде всего, это роман «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, в котором создан совершенно потрясающий образ генерала Пепеляева. И надо сказать, что Юзефович, сам историк, все повествование опирается на исторические документы. По сюжету белый генерал, оттеснен в Харбин и ведет там бедную, но достойную мирную жизнь. Узнав, что в Якутии вспыхнуло восстание против большевиков, он собирает небольшую группу и плывет туда, чтобы поддержать восставших.

Олеся Николаева отметила и вышедший два года назад роман Владимира Лидского «Улети на небо» о генерале Каппеле, который отступает через Сибирь, стремясь воссоединиться с Колчаком. В романе Александра Сегеня «Поп» говорится о подвижнике, прототипом которого явился отец Сергий Вишневский — в начале 1990-х он отправился восстанавливать храм в селе своего детства. Роман Петра Алешковского «Крепость» рисует образ подвижника своего дела, реставратора, который вступает в противостояние с коммерсантами ради раскопок спрятанного под землей храма Бориса и Глеба.

Ксения Фокина 

Источник: «Вечерняя Москва»




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru