Издательский Совет Русской Православной Церкви: Ирина Богданова: «Мне не хочется, чтобы читатели радовались горю, хотя бы и плохих людей, пусть лучше радуются счастью»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ирина Богданова: «Мне не хочется, чтобы читатели радовались горю, хотя бы и плохих людей, пусть лучше радуются счастью» 20.11.2017

Ирина Богданова: «Мне не хочется, чтобы читатели радовались горю, хотя бы и плохих людей, пусть лучше радуются счастью»

На конкурсе изданий «Просвещение через книгу» книги Ирины Богдановой были отмечены экспертами и конкурсной комиссией в двух номинациях: «Я спряду тебе счастье» – второе место в номинации «Лучшее художественное произведение», «Жизнь как на ладони» – второе место в номинации «Лучшая книга для детей и юношества».

Ирина Анатольевна, в Ваших книгах персонажи нередко владеют каким-то старинным мастерством, рукоделием или учатся ему уже в процессе повествования. Я знаю, что Вы и сами настоящая мастерица. Расскажите о рукоделии в Вашей жизни и в жизни Ваших литературных героев.

Действительно, я очень люблю рукоделие и считаю это важным занятием не только в прикладном смысле, но и для гармонии между ежедневной суетой и спокойным размышлением. Как ни странно, но в школе на уроках домоводства я была едва ли не худшей ученицей, настолько скучным казалось кроить фартук и учиться шву «козликом». Нитки путались, иголка вкалывалась не в ткань, а в палец, и я думала, что никогда больше не прикоснусь к швейной шкатулке. Но, видимо, потребность в творчестве была велика, а рукоделие – это возможность получить довольно быстрый, и главное, наглядный результат своего труда, поэтому научилась хорошо вязать. Кстати, вязание очень пригодилось в голодные постперестроечные годы. Лет пятнадцать назад судьба привела меня в небольшую сувенирную мануфактуру, где делали коллекционных кукол, и я не упустила шанс стать кукольным мастером.

Из моей горячей симпатии к куклам выросли две повести для детей «Большая русская сказка» и «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки». В этих моих книгах игрушки – одни из главных героев. Мне хотелось не только заинтересовать детей русским народным творчеством, но и подтолкнуть их к ручному труду.

Я и сейчас иногда шью кукол, по большей части народных, потому что они забавные, уютные, добродушные и не отнимают много времени. В общем, советую всем: если у вас плохое настроение, делайте игрушки.

Кроме детских сказок, рукоделие появляется в романе «Дом, где тебя ждут». Одна из главных героинь Татьяна Горностаева начинает делать бусы и становится известным ювелиром. В повести «Мечта длиною в лето» девушка Юля учится ткать. Ну, а роман «Я спряду тебе счастье» уже одним своим названием подсказывает, что речь пойдёт о прялке и вечном ремесле пряхи.

Название романа «Я спряду тебе счастье» очень удачное. Эти слова вызывают новые литературные аллюзии, реминисценции и даже желание, «оттолкнувшись» от этой фразы, создавать новые тексты. Как появилось это название?
Как возник замысел романа?

Мне трудно ответить, как возникают замыслы, потому что это происходит спонтанно и именно так, как сформулировано в вопросе, отталкиваясь от какой-нибудь строки, случайно всплывшей в сознании.

Я много раз пыталась работать по схеме: продумать начало и окончание, написать краткие характеристики главных героев, разложить действие на главы и тому подобное, но поняла, что это напрасный труд. Как бы я ни задумывала сюжет, но какая-нибудь удачная фраза сама собой становится ключевой и поворачивает действие в другую сторону.
Так, например, в «Неувядаемом цвете» Эдик предполагался как персонаж, глупо сломавший свою жизнь. Но текст распорядился иначе, и Эдик стал человеком, который сумел преодолеть все трудности и подать пример высокого служения долгу и чести.

Что же касается названия «Я спряду тебе счастье», то оно отражает мою любовь накручивать сюжет вокруг артефактов, подобно тому как нить наматывается на веретено.

К старым вещам я отношусь с большим трепетом, независимо от их стоимости, потому что внутри каждой из них заключена история и сплетение судеб, они носители информации о времени и жизни людей, прекрасный осколок ушедшей эпохи, который можно потрогать руками.

В этом романе Вы уделили внимание очень актуальной теме: важности на первый взгляд незаметного повседневного труда, ответственного отношения к тому, что делаешь. Расскажите о герое романе Иване Линеве и о реальном человеке, чей подвиг в романе «повторяет» Иван.

В своё время меня очень потряс подвиг (а это подвиг) Сергея Сотникова, который в течение двенадцати лет расчищал взлётно-посадочную полосу на заброшенном лесном аэродроме. Трудно представить, как велико быть у человека чувство долга, чтобы из года в год, в любую погоду, вопреки обстоятельствам, делать дело, которое всем уже кажется ненужным.  Помните, рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»?

Что это было для пассажиров аварийного самолёта? Рука Бога или крылья Ангела?

Ещё, глядя на телевизионную суету вокруг Сергея Михайловича, я подумала, что через год-другой этот поразительный случай останется одной строкой в старых газетах. И мне очень захотелось, чтобы люди помнили о тех, кто скромно и добросовестно выполняет свою работу – их трудом держится мир.

Конечно, мой Иван Линёв с запутанной семейной жизнью не списан со своего прототипа Сергея Сотникова, но я рада, что через интерес к нему читатели вспомнят и о скромном человеке из посёлка Ижма, который спас десятки людей.

Кто из героев романа Вам как автору наиболее симпатичен и близок?

Я люблю всех своих героев, даже отрицательных, и каждый раз придумываю для себя оправдание их поступков. Но в последнем романе «Я спряду тебе счастье» наиболее легко мне писалось про Музу, наверное, потому что я хорошо представляю себе первую половину двадцатого века и как-то особенно остро чувствую то непростое время.

Одна из тем Вашей повести «Жизнь как на ладони» – милосердное, внимательное, бережное отношение к другим людям. Юные и взрослые герои повести стали примером для современных подростков?

Я очень надеюсь, что стали если не примером для подражания, то хотя бы любимыми героями. Подростки пишут мне про эту книгу хорошие слова. Кстати, почти всегда мальчики. Пишут и родители.

Дети и подростки нуждаются в героях без страха и упрёка, и если мы в пионерские годы зачитывались книгами «Васёк Трубачёв и его товарищи» или «Старшая сестра», то и у нынешних детей должны быть книги для нравственного становления личности.

В Вашей повести есть и исторические лица. Почему Вы выбрали именно их?

Мне всегда хочется наиболее полно ввести читателей в эпоху повествования, и реальные события или люди становятся для меня как бы проводниками в отрезке времени. О них говорили, о них писали газеты, они накрепко привязаны ко всему, чем дышал город или страна.

Например, гибель эскадренного броненосца «Петропавловск» под командованием адмирала Макарова в 1904 году потрясла Россию, поэтому я не могла пройти мимо этого события. Но просто изложить факт мало – чтобы он запомнился, надо приблизить его к героям книги. Так в сюжете появляются исторические факты и личности. Стараюсь выбирать тех, о которых мало помнят или мало знают, чтобы помимо интереса к повествованию у читателей возник бы еще и интерес к истории.

В повести «Жизнь как на ладони» нет мести, воздаяния. Зло оказывается побеждено только добром и добрым примером. Это Ваша авторская и человеческая позиция?

«Жизнь как на ладони» – книга для детей и подростков, и мне кажется правильным показывать не акты мести, а дать прочувствовать силу человеческой доброты и милосердия. Мне не хочется, чтобы читатели радовались горю, хотя бы и плохих людей, пусть лучше радуются счастью.

Здесь у меня как у писателя возникает другая сложность – написать по-доброму, но избежать слащавости, которая может буквально утопить всё произведение. Это трудно, но я стараюсь.

Библиотекарь Аполлон Сидорович учил юных читателей к книге относиться с уважением, и Тимофей слушался его. Смог бы убедить Аполлон Сидорович современных ребят?

Думаю, да. Наверное, каждому из нас встречался Учитель с большой буквы или человек, настолько преданный своему делу, что окружающие невольно попадали под влияние его личности. Дай нам Бог почаще соприкасаться с подобными людьми и иметь их в друзьях.

В этом романе положительные герои не раз спасают жизнь ребенка (Агафья Силу, Даша Люсю) или делают то, что от них зависит, для его полноценного, счастливого детства (Даша, Владимир, Карина для Пети). Вы и планировали уделить внимание этой теме или характеры персонажей потребовали этого?

У всех героев складывалось по-разному, но, наверное, я, как педагог, подсознательно не могу пройти мимо темы одинокого ребёнка, и она появляется в моих романах сама собой, независимо от первоначального замысла.

Вы затронули очень важную тему детско-родительских отношений в этом романе. Имея большой опыт воспитателя, будучи мамой и бабушкой, что Вы посоветовали бы сегодняшним родителям, подросшим и выросшим детям?

Родителям я бы хотела пожелать найти баланс между желанием навязать ребёнку своё мнение и необходимостью позволить ему поступить по-своему. А детям, конечно же, всегда помнить, что есть люди, которые любят тебя не за что-то, а просто потому, что ты есть на свете.

Отказ Силы от «сделки» с Ряшенцевым и отказ Даши от попыток найти свое счастье с Владимиром, у которого уже есть жена и сын, это понимание того, что строить свое счастье на чужом несчастье неправильно, или что-то большее?

Конечно, я постаралась, чтобы мои герои нашли в себе силы поступить по законам нравственности и не дали уговорить свою совесть пойти на поводу у желаний. Пусть эта победа над собой происходит только в книге, но все читающие оказываются сопричастны с ней, а не это ли задача литературы, через жизненный опыт героев помочь задуматься о собственных поступках?

Можно ли спрясть чье-то счастье?

Конечно можно, главное, успеть приобрести прялку!

Беседовала Валентина Курицина





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru