Издательский Совет Русской Православной Церкви: Олеся Николаева: «Литература должна служить просветлению…»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Олеся Николаева: «Литература должна служить просветлению…» 03.10.2017

Олеся Николаева: «Литература должна служить просветлению…»

В Риге в клубе «Культурная линия» прошла встреча с руководителем творческого семинара в Литинституте, поэтом, прозаиком, лауреатом Патриаршей литературной премии Олесей Николаевой.

Репортаж о встрече вышел в газете «Сегодня».

В 2009 году Евгений Евтушенко писал, что «Николаева беспрекословно вошла в разряд лучших женщин–поэтов России». А архимандрит Тихон Шевкунов, автор бестселлера «Несвятые святые», назвал писательницу «первопроходцем русской православной прозы».

— Думаю, задача литературы — создавать этические и эстетические опоры в сознании человека. Потому что европейская цивилизация движется к тому, чтобы лишить человека вообще всяких опор. Под предлогом того, что она готова предоставить ему свободу. Вот эту страшную свободу «от». Эту беззаконную свободу, о которой писал Достоевский, что больше всего человек тянется к свободе и больше всего ищет, кому бы эту свою свободу вручить. Потому что она освобождает человека от каких бы то ни было привязанностей, обязательств, долга. Но возникает философский вопрос, что как только человек начинает служить какой–то ценности или идеалу, его свобода застопоривается. Он становится несвободным. Поэтому человек должен освободиться от всяких форм своей идентификации: национальной, государственной, религиозной, гендерной. А скоро он должен будет освободиться и от того, что принадлежит к роду человеческому. Потому что эта идентификация, что он человек, еще остается.
 
Поэтому сейчас работают над тем, чтобы создать искусственный разум, заменить какие–то детали в человеке электроникой. И это будет не вполне человек. Задача — разрушить его внутреннее ядро и предназначение.  
 
В этом смысле литература является способом самоидентификации читателя. Помогает ему все это осмыслить. Потому что в России не было философии в том строгом смысле, какой она существовала на Западе. Она, скорее, существовала как историософия у Владимира Соловьева, экзистенциальная философия, религиозная. Она так или иначе выходила на проблему человека. Роль философии в России играла литература. И недаром эти произведения служили материалом для философов Запада. У Камю есть работа «Вечно человек», написанная на основе романа Достоевского «Бесы».
 
Русская литература по–прежнему занимается вопросом, как нам выжить, остаться людьми — причем такими, которые принадлежат к уникальной русской цивилизации. Люди, уехавшие из России по разным причинам, с которыми я встречалась в Париже, Нью–Йорке, Мексике, на Кубе, в азиатских странах, несут в себе почти мистическое чувство русской культуры, русской земли. И это порождает в них очень интересную реакцию. Многие из них, если даже ничего никогда не писали, вдруг начинают вдали от России писать стихи. И для них это какая–то связь с их землей, языком, образным мышлением, присущим русской культуре и русскому народу. И очень часто иностранцы, которые не зацикливаются на антирусской пропаганде, бывают поражены, заворожены русской культурой.

Читать дальше...




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru