Издательский Совет Русской Православной Церкви: Псалтырь – не литература?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 Псалтырь – не литература? 12.05.2017

Псалтырь – не литература?

Интервью с протоиереем Ярославом Шиповым в газете «Православная Москва». Писатель и священник Ярослав Шипов – лауреат Патриаршей литературной премии.

Протоиерей Ярослав Шипов родился 16 января 1947 года в Москве. Выпускник Литературного института, работал в журналах «Литературная учеба», «Наш современник», в издательстве «Современник». С 1982 года член Союза писателей СССР. В возрасте 44 лет рукоположен в священный сан и четыре года служил в сельском приходе на севере Вологодской области.

С 1995 служит в Москве, на Патриаршем подворье в Зарядье и Покровском соборе (Василия Блаженного) на Красной площади.

– В чем специфика работы писателя-священника?

– Священнику в чём-то труднее: некоторые художественные приемы недоступны. Во-первых, священник общается в основном с прихожанами. Эта сфера духовного общения находится вне моего писательского анализа. Проникнуть туда невозможно. И дело здесь не столько в соблюдении тайны исповеди: это абсолютно разные миры. Во-вторых, не будь я священником, мне было бы значительно легче рассказать, например, о своих юношеских (и не только юношеских) увлечениях. Но… эти темы табу. Потому что прочитают миряне и скажут: «Вон чего батюшка выделывал в молодости!» Хотя ничего необыкновенного батюшка не выделывал. Но к священникам, как известно, народ относится с повышенной требовательностью. И это правильно.

Наконец, для священника литературное творчество (как и любое другое) становится частью проповеди. Поэтому все, что не годится для проповеди, не годится и для творческого самовыражения. Мне себя ни в чем специально ограничивать не приходится, но обстоятельства складываются именно таким образом.

– Можно ли говорить о православной художественной литературе? Это явление ХХІ века или классическая русская литература тоже была православной?

– Литература есть литература и всё. Сейчас модно: православный психолог, православный массажист, православный сапожник. Это что такое? Понятно, что какие-то идеи, чувства, философия православного человека проникают в литературу и транслируются.
Но когда говорят «церковная литература», имеют в виду книги, которые помогают верующим заниматься духовным деланием. Это, чаще всего, не произведения искусства.

А литература, искусство вообще, существуют для того, чтобы воспевать Господа или его творения. Будь то природа, человек… Едва ли правильно будет назвать литературой псалтырь, хотя книга эта чрезвычайно поэтична, Писания, духовные произведения и художественная литература – разные вещи.

Будь автор священником или даже епископом, в одном случае может получиться литература, в другом – церковно-воспитательное, душевно полезное произведение.

– Хорошо, батюшка, перейдем к современной литературе. Ваша оценка?

– Я формировался как писатель во времена, когда шел довольно мощный литературный процесс, были толстые литературные журналы, были течения, направления, школы. Одних, например, печатал «Новый мир», других – «Наш современник». Потом все это развалилось. Вместе со страной. Сейчас есть несколько популярных имен. Эти люди – постоянные жители телевизионных и радиоканалов. С профессиональной говорливостью они готовы обсуждать любую тему: положение в Сирии, лихорадку Эбола, бои на Украине, выборы во Франции, курсы валют… Эти люди во всех жюри, комитетах, советах… Известно, что «служенье муз не терпит суеты», и если человек берется за множество дел сразу, то велика вероятность, что в самом главном чего-то будет недоставать.

Беседовал Владимир Ходаков

«Православная Москва», архив

Биография

Родился Ярослав Алексеевич Шипов в 1947 году семье журналистов, прошедших Великую Отечественную войну. Детство и юность провел в Москве, где в 1974 окончил творческий семинар С.Залыгина в Литературном институте им. А.М.Горького. Уроки признанного мастера прозы, занятия в семинаре вместе с И.Евсеенко, Г.Баженовым, С.Рыбасом и другими будущими известными писателями помогли Шипову найти свой неповторимый стиль повествования, который он оттачивал все последующие годы.

В 1976 году в журнале «Сельская молодежь» был опубликован первый его рассказ «Путешествие на линию фронта». В 1981 в издательстве «Молодая гвардия», активно печатавшем начинающих авторов, выходит первая книга Шипова с одноименным (по первому опубликованному рассказу) названием. За нее молодой писатель был удостоен почетной премии имени А.М.Горького, присуждаемой ЦК ВЛКСМ и СП СССР.

В 1983 он был принят в Союз Писателей СССР. В эти годы Шипов работает в издательстве «Современник» в редакции современной русской прозы. Его книги «Шел третий день» (1984), «Западная окраина» (1986), «Уездный чудотворец» (1990) говорят о том, что в русскую литературу пришел интересный писатель, активно работающий в жанре рассказа, верный реалистическим традициям, несуетно и серьезно вглядывающийся в современный день, в художественной форме решающий духовно-нравственные конфликты и коллизии. Шипов проникновенно, с лирическим воодушевлением рассказывает о русской провинции, о нелегких судьбах своих героев, мастерски описывает родную природу. Писатель активно печатается в журнале «Наш современник», «Москва», «Подъем», «Русский дом», «Литературная учеба», в газетах «Литературная газета» и «Литературная Россия», в книжных альманахах и коллективных сборниках.

С юности увлекался рыбалкой, охотой. Для удобства занятия охотничьим промыслом  купил в селе Вологодской области старый дом. К вере пришёл в конце 80-х годов, а крестился в 1987. Позже, по благословению духовника, помогал жителям села вернуть полуразрушенный храм Русской Православной Церкви.  

В 1991 стал настоятелем  переданного храма  — и потом занимался восстановлением ещё трёх приходов. В то время он писал только статьи для местной газеты о церковных праздниках, святых, православных традициях.

В 1995 году по стоянию здоровья вернулся в Москву. В 2000-м году выпустил сборник рассказов «Отказываться не вправе» — о жизни православного священника в русской глубинке. Затем появились сборники: «Долгота дней» (2002 г.), «Райские хутора» (2007 г.), «Лесная пустынь» (2009г.), «Первая молитва» (2010 г.), «Райские хутора и другие рассказы» (2012 г.), «Тоскующие по небесам» (2013 г.), «Весенний сон» (2016 г.)

Отец Ярослав рассматривает своё литературное творчество как продолжение священнической проповеди. Его рассказы написаны профессионально, занимательно, прекрасным русским языком, с тёплым юмором. Их герои – наши современники, которые ищут смысл жизни, утверждаются в вере, ведут к ней других.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru