Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Триумф и гибель Грибоедова 15.03.2017

Триумф и гибель Грибоедова

Рецензия на книгу Сергея Дмитриева «Последний год Грибоедова. Триумф. Любовь. Гибель».

Что в первую очередь вспомнит среднестатистический читатель, если его попросить рассказать о личности и творчестве А. С. Грибоедова? Скорее всего, главными в ответе окажутся три пункта: написал «Горе от ума», женился в Грузии, погиб в Иране. Стертое, отрывочное знание, нуждающееся в дополнениях, размышлениях, сюжетах и фактах. Обычно в таких случаях на помощь желающим познакомиться с судьбой писателя приходят биографические книги, конечно, не все подряд, а добросовестно написанные.
Добросовестность биографа видна с первых страниц его труда и проявляется в стремлении максимально подробно охватить и описать обстоятельства жизни героя исследования в контексте эпохи, пользуясь разными источниками, а также в умении «держать дистанцию». При всей личной заинтересованности в герое своей работы (которую невозможно, да и не нужно скрывать) автор старается не допускать дешевой фамильярности, описаний таких деталей, таких диалогов, таких мыслей, которые никак не могли бы быть известными биографу. Вымысел здесь неуместен и ничем не оправдан.
Книга, о которой пойдет здесь речь, стала для меня примером как раз такого, с начала и до конца честного и трудного опыта биографии Грибоедова, и потому, может быть, в том числе отмечена XI конкурсом «Просвещение через книгу». Ее автор — профессиональный историк, главный редактор издательства «Вече», выпустившего немало интересных книг о самых разных периодах истории, как российской, так и мировой. Интересно, что, несмотря на сужение рамок исследования до одного года из жизни Грибоедова, здесь обстоятельно описана и его юность, и его многочисленные служебные поездки на протяжении нескольких лет, и сам сложнейший исторический контекст, в котором ему довелось жить и работать. Несмотря на несомненную увлеченность автора личностью своего героя, он постарался быть объективным и не только собрал и описал самые разные источники (некоторые из которых труднодоступны и малоизвестны даже историкам!), но и лично побывал во многих из мест, так или иначе связанных с именем и деятельностью Грибоедова. В итоге книга получилась и научной, и в хорошем смысле слова «заразительной» — заражающей своего читателя любовью и уважением к памяти поэта, драматурга и дипломата.
Каким же предстает перед нами Грибоедов? Во-первых (и в-главных), автор сделал в своем исследовании упор не на литературных достижениях, которые практически всем известны (хотя и им здесь уделено достаточно места!), а рассказал с помощью многочисленных источников о службе поэта на Кавказе и о той роли, которую он сыграл в установлении дипломатических отношений России с Ираном. «Если мы представим невозможное, что Грибоедов вообще не написал своей комедии, то одних его заслуг на “персидском фронте” было бы достаточно, чтобы он вошел в историю в качестве выдающегося дипломата». Это утверждение подтверждено всем повествованием на семьсот с лишним страниц, периодически прерываемым ради длинных цитат из писем и донесений Грибоедова начальству, из переписки других лиц или даже художественных произведений. В книге подробно рассказаны особенности службы русских дипломатов на Востоке в то время, с помощью документов и исторических справок описываются важнейшие достижения Грибоедова на дипломатическом поприще, главным из которых стал Туркманчайский договор от 10 февраля 1828 года, на долгое время определивший отношения между Россией и Персией. Также интересным и малоизвестным фактом деятельности Грибоедова, как отмечает автор, является проект «Российской Закавказской компании», описывающий максимально эффективные способы экономического освоения и использования приобретенных Россией вследствие Туркманчайского договора земель. Многие положения этого проекта предвосхищают идеи по социальному и экономическому переустройству общества, которые появились более века спустя, и только гибель Грибоедова помешала их воплощению.
Автор «Горя от ума» предстает перед нами не «рядовым» литератором, далеким от общественной жизни и погибшим вследствие собственного незнания характера и обычаев персиян (такую версию было удобно признать не только персиянам, но и русскому правительству, не желавшему на фоне русско-турецкой войны ввязываться в еще один конфликт, неизбежный в случае признания убийства русского посла), но опытнейшим дипломатом-воином.
Разумеется, как человек творческий, лишенный во время опасных и нервных поездок возможности писать, Грибоедов не мог время от времени не тяготиться службой в составе «странствующего посольства», что отразилось в его письмах и воспоминаниях современников. Но важно, что до самой своей смерти (которую поэт предполагал после заключения Туркманчайского мира) он служил и сражался ради наилучшего положения России на Востоке, а также ради мира среди местных племен, стараясь везде бороться за справедливость и человечность на пределе сил. Именно это его в итоге и погубило. Автор констатирует факт: поэт настолько смог заслужить уважение и доверие Николая I, что последний назначил его полномочным российским послом в Персии в нарушение всех правил — чин статского советника, полученный к тому моменту Грибоедовым, не соответствовал столь высокой должности… И тот же Николай I не стал расследовать причины гибели бесстрашного «вазир-мухтара», удовлетворившись извинениями и знаменитым алмазом. Сложно судить обстоятельства всей этой жуткой и сложной истории, но задуматься о ней еще раз читателю не помешает.
Кстати, одним из важных плюсов книги является то, что автор, прекрасно понимающий возможную историческую неосведомленность читателя, взял на себя труд описать, какое положение в обществе и армии имел тот или иной чин и какие привилегии и обязательства чин предполагал для его носителя.
Так же подробно описана стоимость разных денежных единиц: например, сумма контрибуции, которую изначально должна была выплатить Персия России в результате войны 1826—1828 гг., равнялась 15 персидским курурам; автор посчитал стоимость данной суммы в золотом эквиваленте на конец 2015 года и перевел получившуюся сумму в рубли, чтобы читатель хотя бы примерно мог представить себе объемы данной выплаты.
И да, книга, конечно, научна в самом строгом смысле этого слова, но написана простым, ярко художественным языком, с обилием сюжетных линий и образов. «Как вообще можно раскрыть тайны поэта, не прибегая к художественным, поэтическим и даже интуитивным формам мышления?» — восклицает автор в предисловии. Все эти формы мышления близки и понятны многим. Поэтому данное исследование можно смело рекомендовать к прочтению не только специалистам по творчеству поэта-дипломата или профессиональным историкам, но и всем, интересующимся историей русской дипломатии и литературы, не только взрослым, но и любознательным студентам и школьникам, желающим познакомиться поближе с трагической судьбой автора хрестоматийной комедии.

Екатерина РАТНИКОВА

Источник

 




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru