Издательский Совет Русской Православной Церкви: Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии 09.03.2017

Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии

О книге «Бог есть любовь. Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии. 1832-2016 годы» рассказывает рецензия, опубликованная на портале «Переправа».

Священник Илья Косых, уроженец Ульяновска, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и ульяновский журналист Владислав Ястребов создали, на первый взгляд, справочник архиереев Симбирской-Ульяновской епархии, что само по себе дело не бесполезное. Почему внимание жюри конкурса «Просвещение через книгу» заслужила именно эта книга, становится ясно, после изучения таинственных пересечений в истории епархии. Точная периодизация и глубина обширных статей наполняет сборник содержанием судьбы русской Церкви, и составители не обходят стороной не только благополучные периоды, но и тяжелые страницы.

Исследование, пусть даже посвященное церкви, должно оставаться рациональным. В этом смысле из книги видно, что Симбирская епархия со времени своего учреждения в 1832 году, – а приходские  священники и насельники обителей и ранее – должна была существовать в условиях многочисленности инославного и сектантского населения.  В правление епископа Феодотия (Озерова) в 1837 году было решено обратить в единоверчество Средне-Никольский мужской монастырь староверов. Составители цитируют источник: «Эту обитель по указанию царя Николая I, губернатор Степанов со своей командой осаждал дважды… На второй раз на защиту монастыря встало около двух тысяч человек, и пришлось применять холостые пушечные заряды, казачьи нагайки и пожарные насосы… Старообрядцам пришлось смириться».

В книге отражено многообразие служения в епархии. Из-за определенной специфики, еще в последней трети XIX века в епархии создавались организации, которые можно назвать церковно-общественными. При архиепископе Феоктисте (Попове), правившем с 1874 года, в епархии был создан миссионерский округ и учреждено церковное братство во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. «Согласно Уставу, целью общества было обращение к Святой Православной церкви раскольников и сектантов на территории Симбирской епархии, а именно: старообрядцев разных толков, молокан-субботников, хлыстов, скопцов…». Для оказания помощи нуждающимся семинаристам по благословению архиерея в Симбирской семинарии было учреждено братство Трех святителей, с 1884 года ставшее духовно-просветительским. Епископ Гурий (Буртасовский), служивший на Самарской кафедре с 1904 года, ввел должности епархиального и окружных миссионеров, и активно внедрял богослужение на инородческих языках, семинаристы стали изучать мордовский и чувашский языки и использовать их в проповеди.

Описанием тяжелейшей ситуации, сложившейся с приходом советской власти в Поволжье, книга о. Ильи Косых и Владислава Ястребова пересекается  с исследованием И. Ковалевой о новомученике Александре Медеме. В 1924 году Святейший Патриарх Тихон издал послание об осуждении «обновленцев»: «…заповедуем всем Православным архипастырям, пастырям и пасомым, руководствуясь 10-м Апостольским правилом, не иметь со всеми отступниками молитвенного общения…». Однако советская власть часто поощряла «обновленцев» или «живоцерковников», а те ошибочно рассчитывали на ее долговременную поддержку. Для того, чтобы избежать подчинения «отступникам» и не обострять отношения с властью, был найден выход – формальная автокефалия. В 1924 году Симбирская автокефалия была зарегистрирована большевистскими властями, однако вскоре была аннулирована. Первым архиепископом Ульяновским стал  Иоанн (Никольский). Для Куйбышевского УНКВД врагами были все – старообрядцев, сектантов и православных чекисты объединили в вымышленную «церковно-монархическую, фашистско-повстанческую контрреволюционную организацию». В 1937 году были расстреляны 6 архиереев, 126 священников, и епархия некоторое время оставалась без управления.

 Мистический аспект проявился в факте, о котором не знают большинство из тех, кто не занимается новейшей истории Церкви. В 1941 году эвакуированный из Москвы митрополит Сергий (Старгородский) оказался именно в Ульяновске, городе Ленина и Керенского. Патриаршего Местоблюстителя направили в Оренбург, с 1938 по 1957 – Чкалов, но с мордовской станции Рузаевка от его имени в Москву была дана телеграмма о резко ухудшившемся здоровье, и пункт назначения был изменен.  Оренбург-Чкалов, город, что был «районным центром Куйбышевской области, теперь становился (как выяснилось, на ближайшие два года!) "русским Ватиканом" – церковной столицей, местопребыванием всего церковного руководства». Местоблюстителю патриаршего престола необходимо было где-то служить, и местная власть, понуждаемая приказами из Москвы, быстро отыскала храм и помещение для предстоятеля и его канцелярии. Вместе с митрополитом Сергием  в Ульяновске оказался самозваный обновленческий предводитель, бывший протоиерей Александр Введенский. Но время «обновленцев» уходило – их немногочисленные приходы и священники принесли покаяние сразу после его последовавшей вскоре смерти.

 Исчерпывающие сноски, информативные ссылки дают представление о корпусе источников, обработанных составителями. Книга отмечена 2-м местом в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» XI открытого конкурса «Просвещение через книгу», который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Сергей Шулаков

Косых И. Ястребов В. Бог есть любовь. Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии. 1832-2016 годы. – Ульяновск: «Корпорация технологического продвижения», 2016. – 204 с.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru