Издательский Совет Русской Православной Церкви: Петербургская презентация новой книги Олеси Николаевой прошла в «Буквоеде»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Петербургская презентация новой книги Олеси Николаевой прошла в «Буквоеде» 03.02.2017

Петербургская презентация новой книги Олеси Николаевой прошла в «Буквоеде»


В книжном магазине «Буквоед» состоялась презентация книги известного прозаика и поэта Олеси Николаевой «Себе назло. Женские портреты в прозе», вышедшей в издательстве «Никея», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Во встрече с читателями также приняли участие настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский и председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии игумен Силуан (Туманов). Мероприятие прошло в рамках «Дня православной книги» при поддержке издательского совета Санкт-Петербургской епархии и представительства издательства «Никея» в Санкт-Петербурге.

В сборнике рассказов Олеся Николаева разворачивает перед читателями целую галерею ярких и узнаваемых женских портретов, рассматривает непростые отношения между мужчинами и женщинами и отношения героев с их собственным «я».

Открывая встречу, протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что в течение 42 лет супружеской жизни с Олесей Николаевой он был если не соучастником, то наблюдателем ее творческого пути и первым критиком. 

 «Первый роман Олеси Николаевой был опубликован в 1988 году в журнале «Юность», тираж которого был 3 000 000 экземпляров. О ней сразу стали писать, ее книги вскоре стали выпускать во Франции. В тяжелейшие 1990-е годы эта книга нас кормила. Новая книга - сорок шестая по счету в творчестве Олеси Николаевой. Самое главное, что творческий фонтан не «заглох», а начинает бить в совершенно новых ракурсах и формах», - сказал отец Владимир.

Рассказывая о своем первом романе «Инвалид детства», Олеся Николаева обратила внимание слушателей, что главными героями стали монахи и старец - в XX веке подобные персонажи исчезли из советской литературы, а если и появлялись, то в карикатурном и кощунственном виде. В книге показано столкновение православной, традиционной, молитвенной, стремящейся к святости России с интеллигенцией «шестидесятнического» толка. 

«Когда я столкнулась с этим миром, то была потрясена, почувствовала, что мне открылось Царствие Небесное и я обязательно должна об этом написать. Роман промыслительно сам заставил себя написать. Я как будто выполняла какое-то поручение. А потом моими любимыми героями стали монахи монастырские и скитские, священники, богомольцы, потому что я очень хорошо знаю эту жизнь, так как жила в монастыре. Это было удивительное время - советская власть еще не закончилась, никто не предполагал, что Церковь получит такую свободу, наоборот, монахи готовились к гонениям, учили наизусть богослужебные тексты и Евангелие, намечали в лесах глухие места. В этом был привкус риска, но кровавых гонений, конечно, уже не было», - рассказала Олеся Николаева.

«Вдруг благодать Божия опустилась на художественную, артистическую интеллигенцию. Появилось очень много с детства не крещенных и воспитывавшихся в атеистических семьях молодых людей, которые воспылали любовью ко Христу и Церкви и захотели положить душу свою за други своя, - продолжила она. - Была такая энергия возрождения и любви! Невозможно забыть это чувство невероятной любви и братства с другими верующими, невероятную взаимопомощь. Это блаженное время должно было как-то запечатлеться, и я написала несколько романов, где действующими лицами были монахи». 

Говоря о своем новом произведении, Олеся Николаева отметила, что книга отличается от остальных тем, что автор в ней не присутствует как повествователь и действующее лицо. «Мне захотелось написать книгу не о себе, а о других людях. Писатель должен идти на риск, пробовать что-то новое. Я написала серию рассказов, по желанию издательства в сборник вошли те из них, в которых речь идет о судьбах женщин. Я сама такого принципа не придерживалась. Я решила написать о нашей повседневной жизни и о том, что в ней происходит. Действительность нас ослепляет разными способами: привычкой, рутиной, заботами. И мы живем, исполняя обязанности, одну за другой, постоянно находясь в клещах причинно-следственных связей. Но от дуновения ветра все это может рухнуть в один момент. И иногда Господь попускает такому случиться, чтобы человек понял, что он опасно ходит, под ним пропасть, бездна, над ним Небеса, и приблизилось Царствие Небесное. Лейтмотив рассказов - избавление от иллюзий, которыми живет человек. Сюжеты рассказов разные, от водевиля до трагедии. Сложность этой прозы в том, что подтекст не всегда совпадает с текстом», - объяснила Олеся Николаева. Затем поэт прочитала три своих стихотворения: «Восьмилетняя Соня», «Мемуаристка» и «Апология». 

 «Когда знакомился с книгой матушки Олеси «Назло себе», отметил, что чередование образов и жизненных ситуаций по ритмике напоминает Псалтырь. Конечно, это очень громкое сравнение, но книга утешает, постоянно напоминает о  высшей справедливости. Автор говорит о вещах не прямо религиозных, но находится в русле евангельской традиции, поэтому книгу с полным правом можно назвать православной, христианской литературой. А для меня как руководителя епархиального издательского совета очень важно, чтобы литература, которую сейчас создают православные люди, вела людей ко Христу, а не от Христа», - подчеркнул игумен Силуан (Туманов).

Читатели задали Олесе Николаевой вопросы. Например, прозвучал вопрос о том, есть ли у православного человека особая внутренняя цензура, регламентирующая его творчество. «Главная внутренняя цензура - это любовь ко Христу и Церкви. Господь говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Вы заранее чувствуете и знаете, если можете оскорбить Бога чем-то. Подобный вопрос я в свое время задавала митрополиту Антонию Сурожскому. В ответ он мне напомнил притчу о зернах и плевелах и не велел себя цензурировать в процессе написания книги», - ответила Олеся Николаева. 

На вопрос о том, какие вопросы можно затрагивать в социальных сетях, игумен Силуан (Туманов) ответил, что важно стараться прежде всего быть честным с самим собой, быть священником и христианином. «Главная задача священнослужителя - быть настолько прозрачным для Евангелия, чтобы человек сквозь тебя увидел Христа, любовь Бога к людям. Если у людей остается такое впечатление после чтения страниц в социальных сетях «ВКонтакте» или «Фейсбук», значит, это действительно миссионерская деятельность. Любой честный христианин, присутствуя в социальных сетях, так или иначе будет проповедником Христа. И это единственная наша задача, даже когда мы пишем о вещах, напрямую не относящихся к Богу и Церкви».

В завершение встречи состоялась автограф-сессия.

Олеся Николаева - поэт, прозаик, эссеист. Родилась в Москве, стихи пишет с семи лет, прозу - с пятнадцати. В 1979 году окончила Литературный институт. Автор множества сборников стихов и прозы, романов «Мене, текел, фарес», «Меценат», «Мастер-класс». Лауреат премии «Поэт», Патриаршей литературной премии. Произведения Олеси Николаевой переведены на английский, итальянский, китайский, немецкий, французский, японский и другие языки. С 1988 года - член Союза писателей России.

 

Источник




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru