Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Николай Агафонов: «Нераскаявшийся грешник привыкает ко греху и перестает его замечать»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Николай Агафонов: «Нераскаявшийся грешник привыкает ко греху и перестает его замечать» 27.10.2016

Протоиерей Николай Агафонов: «Нераскаявшийся грешник привыкает ко греху и перестает его замечать»

Публикация на «Русской народной линии».

Люди начинают завираться и становятся на «кривую дорожку» из-за того, что частое употребление лжи и полуправды снижает активность своеобразного «центра правды» в мозге человека, из-за чего они теряют способность отличать правду ото лжи, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, сообщает РИА Новости.

«Мы давно знаем, что наш мозг использует прием, называемый "адаптацией", при обработке информации с органов чувств. К примеру, если вы заходите в прокуренную комнату, запах табака будет изначально очень сильным, но вы быстро перестанете его ощущать. Мы думаем, что нечто похожее происходит с эмоциями и принятием решений, которые нам неприятны», — комментирует свое исследование Нил Гарретт из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Исследование ученых прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный писатель, автор нескольких детских книг, лауреат Патриаршей премией за 2014 год по литературе, член Союза писателей России, сценарист протоиерей Николай Агафонов

Церковь всегда говорила, что нераскаявшийся грешник привыкает ко греху и перестает его замечать. Во время телесной слепоты человек ничего не видит вокруг себя, так же как и духовный слепец лишен видения своих грехов. Наши святые отцы уже давно открыли феномен привыкания ко злу. Например, пресловутая толерантность – т.н. терпимость ко греху – приучает принимать патологию как норму, поощряя зло и развращая общество. Конечно, одно дело лицезреть беззаконие по телевизору, а иное – стать живым свидетелем расправы над человеком. Известны случаи, когда молодого следователя, только приступившего к работе, при виде убитого человека начинало тошнить и рвать. Но постоянно сталкиваясь с убийствами, сотрудники МВД постепенно привыкают к смерти. Также и на войне притупляется восприятие гибели людей.

Как бороться с ложью? Надо осознать пагубность греха и принести искреннее покаяние. Все зависит от человека, желает ли он бороться с ложью в себе? Исповедь – это не простая констатация греха, а искреннее раскаяние, когда человек не желает более утопать во грехах и наполнен решимостью с Божией помощью изменить свой образ жизни! Бог дает человеку силы встать на путь правды и отвергнуть грех. Если человек коснеет во грехе, но Господь видит, что его можно спасти, то посылает таковому различные потрясения – неизлечимую болезнь, потерю близких, катастрофы и прочее. Мы видим яркий пример скорби в Священном Писании. На израильский народ нападали иноплеменники, когда евреи забывали Бога.

Обратимся к нашей истории. Перед Великой Отечественной войной с упоением уничтожали храмы. Советская власть поставила цель уничтожить Церковь к 1942 году. Наступило 22 июня 1941 года – День всех святых, в земле Российской просиявших. Моя мама, Царствие ей Небесное, вспоминала военное время – в Церкви негде было яблоку упасть, даже комсомольцы пошли в храмы. Жестокая война против России отрезвила наш народ и помогла начать возрождение Церкви.

Господь всячески спасает наши души и дает возможность через боль и страдания принести покаяние! Конечно, кто-то озлобится, а кто-то подумает: согрешил, надо идти в Церковь на исповедь! Во время войны начали открываться семинарии, произошло избрание Святейшего Патриарха, люди приходили в себя – офицеры крестились и венчались, а бывшие герои становились священниками. В свое время я написал книгу о подвиге духовенства на войне.

При сытой жизни мы начинаем забывать Господа, поэтому Он посылает скорби для спасения наших душ. Нам надо учиться радоваться испытаниям. Войны и пожары, землетрясения и наводнения проявляют в людях самые лучшие качества. Господь видит, что в человеке еще не окончательно помрачен образ Божий. Самый яркий пример – разбойник, распятый справа от Христа. Было два злодея, справа и слева от Христа. Один раскаялся, а другой остался во грехе, продолжая издеваться над Ним. А благоразумный разбойник заступился за Христа, говоря: «Он не совершил никакого греха». Господь освятил его душу, и тот воскликнул: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!)» И разбойник вошел в рай. А, быть может, он не спасся бы, не увидев страданий Христа и не раскаявшись в своих грехах. Ему открылось духовное зрение, что не произошло у другого неблагоразумного злодея в тех же условиях.

Для России гибельна идеология потребления. Я не знаю, придет ли отрезвление, но страшно, когда люди думают о пище и вещах больше, чем о душе. В Евангелии сказано: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Нам вредно быть богатыми, а полезно трудиться. Как сказал Господь, изгоняя Адама из рая: «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой». Человек постоянно должен трудиться не только на телесной, но и на духовной ниве. Надо себя превозмогать, ибо «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Наши усилия помогают нам раскрыть смысл жизни, вдруг мы начинаем понимать, что главное богатство – не деньги и не здоровье, а душа – ибо какой выкуп даст человек за душу свою? «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25).




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru