Наша задача возродить моду на книгу

Наша задача возродить моду на книгу 22.09.2016

Наша задача возродить моду на книгу

Необходимо, в первую очередь, наладить поставку качественной литературы в сельские, районные и городские библиотеки – об этом в интервью «Русской народной линии» говорит протоиерей Николай Агафонов.

Как сообщалось, в Госдуме одобрили программу возрождения любви к книге.

Почему в России стали меньше читать и как возвратить интерес к книге, в частности детской? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный писатель, автор нескольких детских книг, лауреат Патриаршей премией за 2014 год по литературе, член Союза писателей России, сценарист протоиерей Николай Агафонов:

К сожалению, интернет и телевидение вытеснили чтение из жизни человека. Художественная книга – это полезное развлечение, которое обогащает ребенка, делает его разносторонним и учит общению.

Я часто бываю в библиотеках, где встречаюсь с читателями, которые жалуются, что теперь меньше поступает хороших книг, несмотря на то, что много пишут и публикуют замечательные произведения. В книжном магазине голова закружится от обилия книг. Издатели печатают мои сказки и повести. В этом деле главное найти талантливого художника, делающего иллюстрацию к произведению. В связи с этим происходит удорожание, детская книга стоит от трехсот рублей. Государство должно разобраться с библиотечными коллекторами, которые снабжали бы библиотеки прекрасными детскими книгами. Необходимо наладить их поставку в сельские, районные и городские библиотеки. Это проблему можно решить только на государственном уровне. Ныне, к сожалению, государство полностью сняло с себя распространение литературы.

Ничего нет плохого в том, что множество качественных книг выпускают разные издательства. В магазине на полках стоят замечательные книги, украшенные яркими картинками, переиздания русских классиков – сказки Пушкина и советских писателей – Волкова, Носова, Успенского. Задача государства не издавать литературу, а закупать у издательств, которые продают намного дешевле, чем книжные магазины. В бюджете должна появиться отдельная строка для закупок книг в библиотеки.

Что касается пробуждения интереса к чтению среди народа, в частности, молодежи, то я встречаюсь со множеством людей в разных городах и заметил определенную тенденцию: родители с радостью приобретают книги для младшего возраста. Но как только наступает пора отрочества, то у пап и мам пропадает интерес к покупкам книг для своих чад. Что происходит? Родители еще заботятся о маленьких детках, закладывая фундамент в малыше, но затем пропадает интерес, ибо дети перестают читать. Некоторые заявляют, что школа должна пробуждать интерес к чтению. Нет, отвечаю я, это обязанность родителей, а школа должна поддерживать этот читательский порыв и развивать его. Ребенок должен прийти в школу, уже имея в душе интерес к чтению. Это зона ответственности родителей. Если мамы и папы желают воспитать своего ребенка настоящим высококультурным человеком, то обязаны прививать ему вкус к чтению.

Почему я стал писателем? В моей семье книга была на почетном месте. Как-то моя бабушка, Царствие ей Небесное, сказала: «Ой, внучок, мне надо перечитать всю русскую классику». В минуту отдыха она всегда была с книгой в руках. Ребенок видит, что делают родители и повторяет за ними. Если мама с папой не ругаются матом, то и ребенок не научиться сквернословить. Все идет от родителей.

Как исправить плачевное положение, связанное со снижением интереса к чтению книг?

Первое. Необходимо дать возможность для чтения тем, кто не имеет материальной возможности приобрести книги – надо заполнить библиотеки.

Второе. Вести пропаганду, если кому-то не нравится это слово, то разъяснительную работу. На родительских собраниях в школах опытному литературоведу нужно рассказывать родителям о том, как приучить ребенка к чтению, какую литературу нужно читать детям определенного возраста. Этот пример должен быть вписан в соответствующую государственную программу, ибо этот специалист также нуждается в денежном поощрении. Конечно, кто-то из лекторов может прийти на родительское собрание бесплатно, но правильно было бы закрепить за каждым человеком школу или класс. В советские времена идеологический отдел направлял того или иного специалиста в учебное учреждение для просвещения. Надо пользоваться тем, что теперь мы имеем замечательного министра образования – это православная, замечательная, умная Ольга Васильева. Поэтому надо плотно сотрудничать с министерством просвещения в деле пропаганды в школе чтения книг. Устраивать праздник книги, организовывать книжные выставки, приглашать детских писателей в школу для чтения своих произведений, а дети пусть потом пишут сочинения по этим произведениям.

Кстати, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Климент сделал прекрасные детские конкурсы. Со всей России съезжаются талантливые дети в Москву, пишут сочинения, а затем им торжественно вручают награды в Храме Христа Спасителя. Издательский совет организует для детей экскурсии по монастырям и святым местам столицы. Я принимаю участие в книжной выставке «Радость слова», проводимой Издательским советом по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Таким образом мы пробуждаем интерес к книге, стараемся сделать модным чтение литературы.

Но в первую очередь необходимо сформировать соответствующую государственную программу. Тем более советский опыт доказал свою эффективность. В те времена программы по телевидению мало кому были интересны, поэтому люди старались чем-то себя занять, а книга – это полезный досуг. Есть бестолковое и вредное времяпровождение, а чтение хороших книг формируют личность человека, взращивает благородные порывы души. Как в песне у Высоцкого, «значит, в детстве хорошие книжки читал». Из тех, кто в детстве читает хорошие книги, вырастают эрудированные, культурные и замечательные люди, с которыми есть, о чем порассуждать. Книги развивают мыслительный процесс. Ныне дети не умеют говорить, излагать свои мысли, да и просто общаться. Происходит обеднение разговорной речи, молодежь общается на уровни смс, проявляется клиповость сознание, а без чтения книг в космос не полетели бы. Чтение – самый важный фактор во взращивании культуры в человеке.
Нужно возвращать интерес к литературе у отроков через театрализованные действия, проведение конкурсов. Если бОльшая часть школьников увлечётся книгой, то это сильно повлияет на общую ситуацию.

Почему «Гарри Поттер» стал популярным? Сначала экранизировали произведение Джоан Роулинг, а затем подростки пожелали прочесть ее книгу. В 2003 году на экраны вышел телевизионный фильм Бортко «Идиот» по роману Достоевского. После его показа по федеральному каналу с книжных полок исчезли все книги великого писателя, ибо в людях пробудился интерес к чтению его бессмертных романов и повестей. Вывод: добрый фильм, снятый по пьесе, роману или повести талантливого писателя, может популяризовать чтение книг.

Например, я очень люблю писателя Сергея Лукьяненко, по произведениям которого сняли «Ночной дозор». У него есть глубокие работы. Популярность книг зависит от экранизации романов и проведения различных литературных мероприятий. Например, руководитель похода берет с собой книгу, которую читают дети, сидя у костра. У меня в голове роятся тысячи идей популяризации книги, но необходимо, чтобы кто-то их претворил в жизнь. Беда в том, что государственные мужи иногда не могут написать плана к действию.

В России прошел Год книги, но не все регионы его хорошо провели, некоторые все спустили на уровень отчета, а другие области составили прекрасные планы, аж завидки берут. Никогда не поздно начать этот процесс, ибо дети не утратили интерес к чтению. В России должна возродиться мода на книгу. Кто-то должен направлять т.н. гипноз ходячих общественных мнений. К сожалению, у нас отсутствует идеология на государственном уровне, а ведь чтение – это часть нашей идеологии. Если государство ставит глобальную задачу по созданию высокодуховного и высококультурного общества, возродить отечественные традиции, то нужно популяризовать чтение книг.




© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт