Издательский Совет Русской Православной Церкви: Как научиться улыбаться

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Как научиться улыбаться 18.07.2016

Как научиться улыбаться

В журнале «Православное книжное обозрение» опубликованы рассказы номинанта Патриаршей литературной премии монахини Евфимии (Пащенко).

КАК НАУЧИТЬСЯ УЛЫБАТЬСЯ

Притча

Когда-то был на свете город, где люди не умели улыбаться. То ли они такими рождались, то ли разучились улыбаться из-за каких-то бед и напастей — сейчас это уже не объяснит никто. Но, как бы то ни было, существовал где-то город, жители которого не умели улыбаться. Если не наяву существовал, так в сказке.

Однажды откуда-то пришел в этот город добрый чудак. Пришел и стал учить людей улыбаться. Вот что он им говорил:

— Научиться улыбаться непросто. Ведь настоящая улыбка не может быть злой, коварной, лицемерной. Настоящая улыбка — только улыбка добрая. А для того, чтобы она стала доброй, надо, чтобы в душе не таилось зло. Надо ни на кого не держать обиды, и искренне прощать тех, кто сделал тебе плохо. Надо в каждом человеке видеть брата во Христе. А это невозможно без веры в Бога, без надежды на Его милосердие и помощь, без любви к Нему и Его созданиям — людям. Ведь каждый человек, даже самый плохой, сотворен по образу Божию. Без веры в добро и его Подателя — Бога, без любви к Нему и к людям невозможно научиться улыбаться по-настоящему. Невозможно быть и оставаться человеком.

Люди молча слушали его. Качали головами. И почти все, не дослушав, уходили. Ведь далеко не каждый готов работать над собой, изгонять из сердца страсти, которые свили там гнездо. Не каждый готов научиться непростому искусству улыбаться по-настоящему.

А вскоре пришел в тот город через западные ворота другой гость. Он оклеил город яркими афишами, где крупными буквами было написано, что он — самый настоящий из настоящих волшебников. И что он — единственный, кто посвятит людей в тайну, как жить без проблем. Он тоже учил улыбаться. Только совсем иначе, нежели его предшественник. Вот что он говорил жадно слушавшим его людям:

— Никакой науки, как улыбаться правильно, не существует. Чтобы изобразить улыбку, надо просто как можно шире оскалить все 32 зуба сразу. Чтобы все вокруг поняли, что вы непобедимы, злы и беспощадны. И что вам наплевать на всех, кроме себя. И знаком вашей силы и вашего презрения ко всему на свете должна стать ваша сокрушительная улыбка!

Как ни печально, но у него нашлось множество последователей. Нехитрая и такая легкая наука ненависти пришлась по вкусу очень многим. И разве думалось им при этом, что их улыбка слишком напоминает звериный оскал?

Наверное, вы думаете, что Бог покарал жителей города за их злобу? Но нет. Говорят, этот город существует и поныне. Ведь Господь не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился и был жив. И Бог ждет — может быть, жители этого города еще покаются? Может быть, они еще захотят научиться улыбаться по-настоящему? Может быть, они еще успеют стать людьми не только по имени, но и по делам?

Вы спрашиваете — где же находится этот город? Зачастую я и сама не понимаю — где. Не наяву, так в сказке. Может быть, об этом лучше знает зеркало, в которое каждый из нас иногда почему-то боится взглянуть на собственное отражение?..

                       

ТАРАКАН-ПОДВИЖНИК

Сказка

Таракан сорок лет гулял за печью —

Вот и выгулял он на белый свет.

(северная песенка «Небылица в лицах»)

В некотором царстве, в некотором государстве, в некоей святой обители, коей мы в глаза не видели (а токмо о ней от людей слыхали), жил-был мних, имел много книг, только не читал он их, и не знал, что в них, а ел на них да спал на них. И была у того мниха Книга, и держал он ее, как благочестивому иноку устав велит, в святом углу, рядом с иконами. Вот только редко он сию Книгу в руки брал, даже не то, чтобы ее почитать, а просто чтобы пыль с нее стереть. Лежала себе Книга в святом углу, лежала-пылилась…однако не зря говорится: свято место не бывает пусто… вот и поселился под корешком Книги рыжий и усатый таракан, из тех, которых у нас прусаками называют, в Пруссии же, как говорят, величают русскими тараканами. А так ли это на самом деле — не знаю, народ так бает. Побываете в тех краях — потом расскажете, вправду ли в Пруссии наши тараканы-прусаки русаками зовутся, али не стоит мне впредь людям на слово верить. 

Вот жил себе таракан под корешком Книги, жил-поживал, вкушал переплетный клей да на досуге придавался раздумьям: 

— Отчего бы это мне, таракану, такая судьба выпала? Собратья мои жирны и усаты, а прозябают на грязной кухне или в запечье. Зато я живу в иноческой келье… да что там… в самой Книге. С чего бы мне сия честь? 

Призадумался таракан, пошевелил… если не мозгами, так усами. И, кажется, начал догадываться: 

— Видно, потому мне сия честь, что не таков я, как все прочие тараканы… и даже эти двуногие, которые здесь живут и именуют себя иноками и Божиими служителями. Куда им до меня! Они заботятся и молвят о многом, я же обитаю в безмолвии и уединении за корешком Книги, яко истинный затворник. И ежедневно вкушаю от ее страниц… можно сказать, живу ею и питаюсь. Кто из подвижников подобен мне? И потому должен я явить себя миру — да узрят вси живое воплощение истинного благочестия, и да поклонятся мне! 

Тут и выполз таракан из-под книжного корешка на белый свет, и давай усами шевелить: мол, приидите, народы, узрите мене… И первым узрел его мних, тот, что имел много книг, только не читал их. Возможно, оттого-то и принял он великого подвижника за обыкновенного таракана, и возопив: «ах ты, супостат окаянный», прихлопнул его ладонью. Тут, как говорится, таракану и славу поют… «и усов от него не осталося». 

А мних, который имел много книг, да не знал, что в них, снял Книгу с полки, стер с нее пыль, перелистал… да и положил ее обратно. Когда ж он ее читать возьмется — сказка новая начнется.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru