Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Феномен простой русской святости»: скопинская старица Феодосия 12.07.2016

«Феномен простой русской святости»: скопинская старица Феодосия

В Москве представлена новая книга о рязанской подвижнице. Публикация на портале «Благовест-инфо».

Презентация книги Игоря Евсина «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице» (Рязань: «Зерна», 2016) состоялась 7 июля в Москве, в магазине «Православная книга» при Издательстве Московской Патриархии. Презентация издания, посвященного духовному подвигу известной далеко за пределами Рязанской земли схимонахини, открыла серию встреч, которые будут регулярно проходить в читательском клубе «Православной книги», сообщил помощник председателя Издательского совета РПЦ иеромонах Макарий (Комогоров).

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923 - 15.05.2014), в молодости из-за тяжёлой травмы около 20 лет находилась в коме, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя своих многочисленных чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. «Вся ее жизнь, исполненная веры, терпения, любви, привела к тому, что множество людей приезжали в рязанскую деревеньку за ее добрым словом, за молитвой. Это феномен простой русской святости», – сказал о героине книги о. Макарий.

В числе тех, кто не раз приезжал к матушке Феодосии, – директор издательства «Зерна» Игорь Минин. На вечере он рассказал о встречах со схимонахиней, о том, что не только он, но и другие люди выходили от нее «с радостью, утешенные». Более всего его, как и других посетителей, поражал «один вид праведницы, которая лежит в постели много лет, испытывая сильные боли, и при этом утешает многих людей». И. Минин привел примеры прозорливости матушки, к которой приезжали не только миряне, но и многие священники, монашествующие и епископы со всей России. «Живой образ святости» – так говорили о матушке посетившие ее, свидетельствовал издатель. Он сообщил о том, что в издательстве «Зерна» есть целая серия книг о святых Рязанской земли: «Рязань – это уникальное место на духовной карте России. Здесь в советское время пышным цветом расцвели праведники благочестия – прозорливцы, блаженные, юродивые».

Книгу о матушке Феодосии попросили написать Игоря Евсина, который лично не встречался с ней. Писатель рассказал, что после нескольких лет сомнений он начал молиться матушке Феодосии, «разговаривать с ней, как с живой» – и почувствовал ее благодатную помощь, и даже чудесным образом получил исцеление от недуга, который препятствовал его поездкам на родину старицы. А поездки эти были необходимы, т.к. Игорь Евсин задумал побеседовать с теми, кто знал матушку, кто общался с ней в последние годы. Он знал, что издательство «Покров» уже выпустило о схимонахине книгу, которая представляет собой сборник воспоминаний, в основном, священнослужителей о встречах с матушкой. Сам же он хотел написать «жизнеописание в повествовательном стиле», которое бы не дублировало эту книгу. Эта задача была успешно решена: на родине своей героини И. Евсин смог разыскать ее подругу детства; тех, кто знал не только матушку, но и ее сестру Ольгу, пожертвовавшую своей семейной жизнью ради ухода за недвижимой Натальей; и даже познакомился с трактористом, который много лет назад спас будущую праведницу, вытащив ее из-под перевернувшегося грузовика.

«В чем сверхзначение матушки Феодосии?» – поставил вопрос И. Евсин и сам же ответил на него: во-первых, это «возгревание веры в народе» – матушка была неграмотна, от нее не ждали никаких богословских поучений, но сам «пример живой святости», чудеса и исцеления, которые совершались по ее молитве, укрепляли в людях православную веру; во-вторых, это «благодатное утешение», даром которого она обладала, – оно «в целом возвышало народный дух».

О. Макарий продолжил размышления о духовных дарах матушки Феодосии: по его словам, «богословская основа ее проповеди была евангельская, правильная». Известно, что схимонахиня направляла пришедших к ней ко Христу, в Церковь, встречая их вопросами: «А вы исповедовались? Причащались? Венчаны?» и «никогда не говорила о себе, все – о Христе». «Каждый ищет чуда, – продолжил иеромонах, – так ведь чудеса подаются нам в таинствах церковных!»

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о возможной канонизации схимонахини Феодосии, о. Макарий пояснил, что в практике Русской Православной Церкви принято поднимать вопрос о канонизации через 30-40 лет после кончины почитаемого праведника. «Важно не форсировать этот вопрос, не поднимать ажиотаж в СМИ. Господь сам прославляет своих подвижников. Самое главное сейчас – соединяться в молитве с матушкой, приезжать на ее могилку, просить, чтобы она ходатайствовала за нас перед Престолом Всевышнего», – сказал он.

Юлия Зайцева




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru