Издательский Совет Русской Православной Церкви: Валерий Сергеев: В мутном потоке чтива ярче выделяются талантливые книги

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Валерий Сергеев: В мутном потоке чтива ярче выделяются талантливые книги 10.06.2016

Валерий Сергеев: В мутном потоке чтива ярче выделяются талантливые книги

Интервью писателя, номинанта Патриаршей литературной премии Валерия Сергеева опубликовано в журнале «Православное книжное обозрение».

— Кто Ваш читатель? О чем и как Вы считаете должным говорить с ним? Как бы Вы сами могли характеризовать свои книги?

— Начну свой ответ цитатой из Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Продолжая эту мысль следует предположить, что пишущему человеку, если говорить серьезно, не дано знать, кто именно его читатель. Главная моя книга — о великом художнике Древней Руси преподобном Андрее Рублеве выдержала несколько изданий в России и была опубликована в переводах в Болгарии, Венгрии, Сербии, Австрии, Германии, Швейцарии и Италии общим тиражом свыше 500 тысяч экземпляров.

Кто мой читатель? Могу лишь догадываться, что книгу читали те, кому интересны и дороги русское православное искусство, культура и история России. Во всяком случае, содействовать распространению этого интереса — основной пафос моих книг, статей, документальных фильмов и телепередач, снятых по моим сценариям.

— Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние отечественной и русскоязычной литературы? В чем ее главные проблемы, и на что есть надежда?

— Оцениваю так сегодняшний литературный процесс: в мутном потоке чтива — мусора, заполонившего книжные прилавки, ярче выделяются честные и талантливые книги, которых тоже немало. Главная проблема в насущной потребности произведений, глубоко осмысляющих как современную жизнь, так и славную историю нашего Отечества. Лично для себя надеюсь в свои 76 лет успеть закончить начатую работу — книгу-биографию Евгения Евгеньевича Климова (1901-1990), одного из крупнейших культурных деятелей русского Зарубежья XX века, художника, иконописца, реставратора, искусствоведа, писателя-мемуариста и мецената.

— Вы много пишете о преподобном Андрее Рублеве. Что из его деяний и наследия наиболее важно узнать и понять нашим современникам?

— Прежде всего, хочу рассказать, почему эта тема стала одной из ведущих в моем творчестве. Окончив 1963 году филологический факультет Московского университета, где со второго курса под влиянием замечательной книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» и блистательных лекций незабвенной памяти Николая Ивановича Либана начал заниматься вопросами взаимодействия литературы искусств этого периода, я поступил на должность научного сотрудника в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, где проработал в общей сложности двадцать один год.

Там, в древнем московском монастыре на берегу реки Яузы мой герой совершал свой монашеский подвиг, умер и был похоронен в монастырском Спасском соборе, сохранившемся до наших дней. Здесь-то и созрел, и осуществился замысел книги, вышедшей впервые в 1981 году в серии «ЖЗЛ». Основное, что я хотел сказать в этой книге: преподобный Андрей был не просто великим художником, но святым монахом — иконописцем, жившим в православной стране в эпоху, когда православная вера была основной вехой жизненных путей отдельного человека, и судеб всего народа.

— Патриарх говорит о необходимости пересмотра школьного преподавания литературы и русского языка, и введения курса отечественной словесности. Как может строиться такой курс, что должно быть в него включено?

— Школьная программа должна быть составлена так, чтобы, освоив ее, наши дети и внуки захотели пуститься в добровольное и увлекательное плавание по безбрежному морю великой российской словесности.

Беседовала Вера Шарапова




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru