Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
И пением замедлить время 11.08.2015

И пением замедлить время

Заметки о Валаамском фестивале православного пения «Просветитель» писателя Александра Богатырева, номинанта Патриаршей литературной премии 2014 года.

Что может рассказать о музыкальном фестивале человек, не знающий нотной грамоты? Только о своих впечатлениях. Профессионалам они могут показаться нелепыми, но я всё же рискну.

Мои музыкальные пристрастия, как и у большинства моих сверстников, формировало в основном радио. Правда, меня довольно часто водили на концерты классической и народной музыки. Но радио было, как сказали бы сейчас, главным «поставщиком музыкального продукта». В годы моего детства радио радовало народ не только бравурными маршами и песнями о Ленине и партии, но и лучшими образцами классической музыки и шедеврами современных (тому времени) всемирно известных композиторов. Лирические песни были мелодичны и задушевны. Их трудно сравнить с современной «попсой». А уж о повсюду звучащем грохоте и металлическом скрежете «хард-рока» и говорить нечего. Хочется бежать из современного звукового ада. Поэтому, оказавшись в среде исполнителей и композиторов духовной музыки, возрождающих древние певческие традиции, я почувствовал себя на празднике. Да это и был праздник. Точное название его – Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения. Посвящен он 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

Идея проведения этого праздника на Валааме принадлежит игумену Валаамского монастыря епископу Панкратию. А организаторами и исполнителями ее стала Академия православной музыки. (Это летняя образовательная школа для регентов, дирижеров, певчих и педагогов из многих стран.) Занятия и мастер-классы проводили лучшие историки, регенты и литургисты. За семь лет в этой школе прошли обучение более 800 человек из 63 стран мира и городов России. И каждый год академия завершала работу поездкой на Валаам. Но на сей раз это было не просто завершение учебы, а грандиозный праздник.

Наиболее точное слово в моей его оценке – ПОТРЯСЕНИЕ. Потрясение от всего увиденного и услышанного: от масштаба (певцы приехали из 22 стран), от организации (всё было продумано, вплоть до дождевиков, которые были розданы во время дождя сотням зрителей), от обилия одухотворенных, светлых лиц. Но самое сильное впечатление осталось от трех Литургий, на которых пели хоры Валаамского монастыря, Великой Лавры со Святой горы Афон, Киевской духовной академии, Грузинского Патриархата, Минского Свято-Елисаветинского монастыря, сербских хоров «Мелоди» и «Моисей Петрович». Разноязыкие исполнители, представители разных школ, разных исполнительских манер, объединенные литургическим текстом, вызвали ощущение подлинного единства и духовной мощи. Это было самое настоящее торжество Православия.

Помимо служб состоялись концерты в Спасо-Преображенском храме и на Певческом поле. Специально по такому случаю был построен певческий павильон. Он очень органично смотрелся на фоне Спасо-Преображенского собора. Казалось, что и павильон стоит здесь с незапамятных времен, а выступавшие в нем хористы давным-давно к нему привыкли. Поразительно то, что греческие монахи из Великой Афонской Лавры, никогда нигде, кроме храмов, не певшие, согласились в нем петь. И это, кажется, мало кого удивило.

А поводов для удивления было немало. Когда перед отплытием из Санкт-Петербурга на причале перед кораблями служили молебен, одна женщина (из провожавших) сказала: «Удивительное дело. Первый раз такое вижу. Хорошо бы вот так вся Россия жила с молитвой и в радости. Радоваться жизни – одна из задач христианина. И во всех акафистах поют: “Радуйся!”».

Уплывали мы под звуки «Прощание славянки» на двух кораблях «Михаил Шолохов» и «Попов». 450 участников и пресса не смогли разместиться на одном корабле. Как только закончился бравый марш, на третьей палубе зазвучала дивная грузинская песня. Это были певцы ансамбля «Басиани». В тот момент никто из других хоров их не поддержал. Но уже на следующий день, несмотря на участие в службе и выступление на двух концертах, никто не выказывал усталости. Вернувшись на корабли после ужина, пели практически все. На одной корме – греки. На другой – грузины. Кто-то из русских пел про то, как вышел в поле с конем. Были слышны украинские песни. Сербы пели под аккомпанемент флейт и народных струнных инструментов. Афонские монахи с большим воодушевлением слушали сербский фольклор. Пение продолжалось далеко за полночь. А на следующее утро нужно было рано вставать, чтобы успеть на Литургию в Спасо-Преображенский собор.

От места стоянки больших теплоходов до монастыря курсируют «метеоры» и небольшой местный корабль «Старый Афон». И отплывали они в 7 утра. Несмотря на то, что на сон оставалось несколько часов, вечерне-ночные распевы проходили во все три вечера пребывания на Валааме. Откуда у хористов брались силы на святой земле Валаама, можно без труда догадаться.

С погодой нам не повезло. Во время двух главных концертов на певческом поле лил дождь, но никто из публики не ушел. Зрители облачились в подготовленные организаторами целлофановые плащи и сидели два часа под дождем, живо реагируя на каждое исполнение. Многие даже кричали: «Браво!». Кричали не только на поле, но и в соборе.

Просьбы не кричать в храме не подействовали, что означало присутствие на концертах людей нецерковных. А ведь исполнялись в основном церковные песнопения. Причем не привычный партес, а византийские литургические и знаменные распевы Древней Руси. И это свидетельствует о том, что такая музыка близка современному человеку. Ухо привыкло к какофонии этого мира, а сердце жаждет молитвенного проникновенного звука. И нет нужды знать, что конкретно исполняется. Душа знает свое, ведь она по природе христианка.

Так почему же мы безропотно подвергаемся постоянному акустическому насилию?! Почему закрыт эфир для традиционной музыки? Фестиваль проводится с одобрения Президента. Патриарх фестиваль благословил. Но теледеятели говорят нам о невостребованности и о «неформате»… Увидели бы эти господа, как реагировал народ на концерт-действо о жизни и подвигах великого князя Владимира! Вот это формат! Потрясающее соединение слова и музыки формирует из обывателя патриота и гражданина. Растапливает окаменевшие сердца и дает почувствовать глубинную правду о России и о Духе Святом, открывшем великому князю Владимиру благодатный дар понимания Промысла Божия о себе и о вверенной ему державе. С молитвенной радостью слушали зрители, как народный артист России Валерий Ивченко читал текст, составленный на основе жития великого князя и «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, а сводный хор из 92 певчих исполнял древние распевы и былинные тексты. После концерта я поздравил автора либретто этого действа Людмилу Разумовскую. Мы вместе недоумевали по поводу того, что наш народ забыл своего Просветителя. Только Церковь чтит его апостольский подвиг – Крещение Руси. А ведь это должно быть государственным праздником. Поскольку и само православное государство обязано великому князю Владимиру своим рождением. Не будь Крещения Руси – и неизвестно, как бы сложилась наша история. И была бы она… Ведь именно из крещенской купели вышли разрозненные славянские племена единым православным русским народом, ставшим наследником великой Византии и создателем самого большого государства – Державы – защитницы Православия во всем мире.

Народ любит праздники. Но забыв о своих подлинных героях, придумывает нелепые новые: праздник топора, русской избы, день бабы-яги и лешего. И всё это под патриотическим соусом, называя «возвращением к корням».

А вот то истинное возвращение к корням, происходившее на святой земле Валаама, может остаться праздником для профессионалов и счастливых паломников, оказавшихся в день памяти великого князя Владимира в Спасо-Преображенском монастыре. Нет, нельзя укрывать сокровище и оставлять свечу гореть под спудом. Разумеется, мы – малое стадо, но остальные наши соотечественники, не переступившие порог храма и знающие о вере лишь то, что пишут недоброжелатели, должны быть просвещены. И именно праздник нашего Просветителя, отмечаемый во всероссийском масштабе, может стать основой патриотического воспитания, о котором так много сейчас говорят. А работники СМИ могут и должны этому способствовать.

Кроме чисто музыкальных задач организаторы ставили перед собой и другие. Научный консультант академии Екатерина Смирнова, помимо ознакомления с певческими коллективами, традициями и культурой, видит возможность со временем изменить мышление современного человека и «информационного поля его обитания:

– Чтобы людей окружало настоящее певческое искусство. Чтобы оно рождало добрые мысли и чувства. Чтобы речь стала более связной и тягучей, какой она была раньше. Чтобы мышление стало образным. Информационное пространство формирует мышление. А современное компьютерное мозаичное клиповое мышление порождает разорванную малоосмысленную речь. Фестиваль «Просветитель» меняет и представление человека о времени. Мы наполняем жизнь иными смыслами, иными звучаниями. Когда слышишь пение греческих и сербских монахов, которые поют медленно, без ускорений, погружаешься в иное временное пространство и молитвенное состояние. Опытно чувствуешь, что такие выступления замедляют время, позволяют оставить постоянную спешку и суету, помогают душе обрести покой. Наши концерты гармонизуют душу вне храма.

Главный продюсер праздника Наталья Ильинична Орлова назвала программу «Просветитель» «умозрением в звуке», долженствующем просветить сердца и помочь преодолеть «ненавистное разделение мира сего». Православие – это то, что объединяет народы, несмотря на действия политиков, делающих из братьев врагов. Совместное выступление разных хоров из многих стран – это проявление соборности и демонстрация мощного духа.

Всем без исключения участникам понравилась учеба в академии, где помимо музыкальных дисциплин преподавали историю России и русский язык.

Титаническая работа организаторов завершилась очевидным успехом. О трудностях красноречиво говорит тот факт, что пришлось отпечатать 30 тысяч нотных страниц. А ведь нужно было обучить иностранцев исполнению по-русски и на церковнославянском языке, добиться слаженного звучания. О других трудностях Наталья Ильинична умолчала. А вот то, как оценивают работу академии за рубежом, поведала. Несмотря на сложность политической ситуации и санкции, студентке из Оксфорда дали грант на учебу в Академии православной музыки. Но самое невероятное – это то, что вместе с хором Великой Лавры Святой Горы Афон в Петербург прилетел лаврский игумен Продром, не покидавший Афона 39 лет.

Откровенно говоря, мне понравились всё. Хоров было много и все разные. При обилии множества талантливых коллективов возникает опасность того, что кто-то останется незамеченным. Ну как сравнивать искреннее пение детского хора из Донецка с хором «Басиани» из Грузии?! Выступление грузин всегда вызывало восторг публики. Сочетание лиризма и особого кавказского темперамента, свидетельствующего о мужественности, производит сильное впечатление. Грузинское многоголосие ни с чем не спутаешь. Узнается оно с первых звуков. И героические песни, и песни о любви, и древние молитвы – всё окрашено особым колоритом.

Спели они и три так называемые «рабочие песни». Причем из разных областей Грузии… Ну кто сейчас поет песни о рабочих? А вот столичный Патриарший хор из Тбилиси помянул тружеников Кахетии и Гурии. И пел о них как о могучих героях, чья жизнь исполнена красоты и героизма.

После грузинской темпераментной полифонии раздольное русское пение показалось резким контрастом. В грузинских песнях отмечались вокальные особенности и достоинства. Слова (не сопровождаемые переводом) были непонятны (да многие песни были вообще без слов, с использованием звукоподражания). А в русских песнях большое внимание уделялось именно словам. Петь о красоте родных просторов и любви к Родине без фальшивого умиления и надрыва очень сложно. Но нашим певцам удались и героические песни, и лирические, и фольклорные. Их исполняли во время гала-концерта по завершении церковных песнопений.

С особым восторгом публика реагировала на выступления Дивны Любоевич. Ее редкой красоты голос был украшением хора «Мелоди». Помимо «Мелоди» Сербию представил хор под руководством Николы Попмихайлова. Их византийские песнопения были несколько отличны от манеры пения греческих монахов. Греки казались строже, а сербы мелодичнее и понятнее русскому сердцу. Многие песни они исполняли под аккомпанемент народных инструментов. Очень хорошо публика встретила хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря под руководством монахини Иулиании. Замечательно пел и праздничный хор Валаамского монастыря, и архиерейский хор Киевской православной академии и семинарии, и хор Вологодской академии, и хор Анатолия Гринденко, и все остальные – большие и малые. И гусляры были хороши, а колокола «Звонницы», начинавшие, сопровождавшие и заканчивавшие действо, придавали ему торжественность и красоту. Всё было прекрасно. Праздник удался. Его и дождь не испортил. Низкие тучи даже сослужили добрую службу: помогли освещению. Если бы светило солнце, то никто бы не заметил замечательно выставленного света.

Провожали участников фестиваля многие паломники. Пришли экскурсоводы, проживающие рядом с пристанью в Воскресенском скиту. Пришел и бас-профундо В. Миллер. На берегу грузины устроили прощальную песенную дуэль с украинскими барышнями. На третьей палубе матушка Иулиания запела со своими хористами духовный стих «О, чудный остров Валаам». Кто-то пел: «Прощай, любимый город. Уходим завтра в море». Бас-профундо взбудоражил окрестности своей любимой песней «Жили двенадцать разбойников».

А в это время от связки кораблей, на которых слушатели Музыкальной академии три дня воспевали на Валааме Святую Русь, отчалил теплоход «Карл Маркс». Никто этого и не заметил. Все «академисты» стояли на палубах с лицами, обращенными к берегу. «Дуэлянты» вернулись на теплоход. По мощеной дорожке бежали, путаясь в длиннополых юбках, девушки. Они что-то кричали и махали руками. Было непонятно: то ли они просили не отплывать без них, то ли прощались с теми, с кем успели сдружиться… Добежав до теплохода, они присоединились к группе провожавших.

Теплоход вздрогнул и стал медленно отчаливать от берега. Пение на всех палубах зазвучало громко, а потом всё тише и тише. Провожавшие долго не покидали берег, глядя на то, как поющие хористы переходят с бортов на корму. Пенный след теплохода расходился раструбом, разрезая солнечную дорожку.

А над пристанью на вершине холма в закатном солнце горели золотые кресты храма Воскресения Господня.

Православие.ru




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru