Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Христианская хронология 31.03.2015

Христианская хронология

В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована рецензия на книгу П.В.Кузенкова «Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков».

Историческая хронология, считавшаяся когда-то одной из вспомогательных исторических дисциплин и вызывавшая интерес лишь у узких специалистов, в последнее время приобрела необычайную актуальность, став предметом ожесточенных споров, касающихся не просто видения мировой истории, но самих основ человеческого мировоззрения. «Новая хронология» А.Т.Фоменко, получившая, несмотря на ряд научных опровержений, широкую и скандальную популярность, по сути отрицает реальность библейской истории, а значит и самого нашего упования, основанного на реальном историческом факте Боговоплощения и Воскресения Спасителя. При этом на русском языке до сего дня не существовало ни одного обобщающего исследования по христианским хронологическим системам, берущим отчет как раз от важнейших событий, изложенных в Священном Писании. Этот пробел восполняет книга научного сотрудника исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова П. В. Кузенкова, которая даже неспециалисту поможет найти необходимые аргументы для защиты веры перед лицом лженауки. Кроме того, рассматривая историю установления времени празднования Пасхи в Древней Церкви, автор убедительно показывает преимущества юлианского календаря и основанной на нем православной пасхалии.

В конце XIX века знаменитый церковный историк В. В. Болотов в своих лекциях по истории древней Церкви, рассказывая о вспомогательных исторических науках, заметил следующее: «Хронология в сущности есть наука и искусство до такой степени сложные, что в этой области и охотников мало, и компетентных лиц не более».

Исследование хронологии требует не только глубокого владения историческим материалом, но и определенных познаний в математике, а главное, математической культуры мышления, без которой невозможно производить необходимые в данной области знания сложнейшие вычисления. Можно с уверенностью сказать, что автор фундаментального труда по хронологическим системам П. В. Кузенков, кроме исторического имеющий и высшее математическое образование, в полной мере показал эти качества в своей работе.

Хотя сам ученый скромно относит к себе известную поговорку про карликов, стоящих на плечах гигантов, своих предшественников, следует отметить, что российская, да и, пожалуй, не только российская, историческая наука не может похвастаться исследованиями такого уровня в этой области. Кроме того, как отмечает сам автор, «несмотря на многовековую историю исследований по истории средневековой хронологии, многие принципиально важные проблемы остаются до сих пор без общепринятого решения», общепринятые же теории, в свою очередь, зачастую не опираются в доказательствах ни на что иное, кроме блистательного имени их создателя.

В своем труде автор рассматривает историю «формирования и развития хронологических систем — искусственных конструкций, создававшихся учеными на основе разнородных принципов: исторических, астрономо-математических и богословских».

В книге подробно рассказывается о первых христианских опытах построения всемирного летописания. Опираясь на хронологические данные книг Священного Писания, святые отцы и церковные писатели не только пытались установить точную датировку важнейших вех земной жизни Спасителя, но своими трудами способствовали формированию христианской историософии. Хронологические концепции Феофила Антиохийского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Юлия Африкана и многих других исследователей представлены в этой книге.

Подробный разбор различных христианских пасхалий показывает, какими методами вычисления главного христианского праздника в древности и средневековье пользовалась Церковь. Единство в вопросе празднования Пасхи в христианской ойкумене возобладало не сразу, бывали годы, когда западные и восточные христиане Пасху праздновали не в один день. Так продолжалось до 444 года: в тот год александрийская Пасха вновь не совпала с Пасхой, отмечаемой западными христианами, и предстоятель Римской Церкви, святой папа Лев I Великий «ради мира и единства» принял восточную дату.

Наряду с рассмотрением лунных и солнечно-лунных циклов — а на их основе составляется пасхалия — в книге приводится разбор раввинистического иудейского календаря. В вопросе о дате празднования Пасхи христиане полностью отмежевались от иудеев. Праздновать Пасху в один день с иудеями прямо запрещается церковными канонами.

Христианские пасхалии, в свою очередь, были сопряжены с определенными системами летоисчисления (эрами), разбору которых в книге отводится значительное место. Создатели этих систем делали попытку сопоставления библейской истории с историей различных мировых цивилизаций (вавилонской, египетской, древнеримской и т. п.).

К примеру, Александрийская пасхалия опиралась на «эру Диоклетиана», приуроченную к началу правления римского императора Диоклетиана в 284 году. Позднее в память о гонениях на христиан со стороны этого императора она получила название «эры мучеников».

На эту же эру в своих расчетах опирался монах Дионисий Малый, в ходе своих исследований решивший, что христианской цивилизации пристало вести отсчет лет от Рождества Христова. Так хронология событий всемирной истории повсеместно стала вестись не от падения Трои, не от основания Рима, не от правления императора-гонителя, но от Рождества Спасителя мира.

Помимо собственно научной ценности книга П. В. Кузенкова имеет апологетическое значение.

Во-первых, она не только показывает этапы формирования христианского календаря, но и учит бережному отношению к календарной традиции, которое, к несчастью, сохранили не все христиане. Если в V веке римский папа «ради мира и единства» принял установленную на Востоке дату празднования Пасхи, то спустя более чем тысячелетие, римский понтифик внес еще большее разделение в христианский мир, утвердив новый календарь, известный под именем григорианского. Последствия этого нововведения ощущаются не только в разнице празднования христианских праздников разными конфессиями и даже Поместными Церквами, но и в отчуждении церковной и гражданской жизни.

Во-вторых, монография содержит конкретные аргументы против антинаучных теорий «новой хронологии» Фоменко, Носовского и других «ученых». Особенно важна в этом отношении вторая часть книги, где приводится свод библейских, святоотеческих и исторических текстов по вопросам хронологии, многие из которых впервые переведены автором исследования.

В целом, труд «Христианские хронологические системы» явно подтверждает мысль о важности и необходимости хронологии для исторической науки, о чем говорил еще в позапрошлом веке В. В. Болотов: «История без хронологии стоять не может...».

КИРИЛЛ БРАГИН




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru