Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Цивилизация и антицивилизация 29.12.2014

Цивилизация и антицивилизация

В аннотации к книге протоиерея Андрея Новикова указано, что автор – «клирик Одесского Свято-Успенского кафедрального собора был вынужден покинуть Одессу и даже Украину, спасаясь от преследования властей». Далее приводятся слова самого о. Андрея: «Я хочу служить у себя в храме, со своим архиереем, со своими прихожанами. Я коренной одессит, но сейчас чувствую себя изгнанником. Я не могу пока находиться на Украине, когда меня вызывают на допросы в Киев. Мы знаем судьбу людей, которые попадают туда: они не возвращаются». При этом сами статьи, вошедшие в книгу, написаны не позднее 2013 года, то есть до всем известных трагических событий. Священник предупреждал и обличал, призывая к покаянию, задолго до того, как все это произошло и это делает его книгу не просто «своевременной», но и остро актуальной.

Это сборник статей, написанных в разное время и по разным поводам, но объединенных одной мыслью, одной тревогой, одной болью. Живя на Украине, предательски отделенной от России, автор не мог не отзываться как церковный публицист на все наблюдаемые им разрушительные процессы распада русского мира, напоминая о его смысле и его изначальном единстве. Русская Церковь при этом неразрывно связывается со Святой Русью – русской восточно-христианской цивилизацией, как это явствует из названия первой статьи, давшей название всей книге. Она неслучайно стоит первой, будучи, как и книга, не только экскурсом в прошлое, но и прямым откликом на вызовы сегодняшнего дня. Целое, что важно, отражается при этом в каждой из частей (статей, образующих отдельные главы).

Вышедшая в год кровавой трагедии, расколовшей два братских когда-то православных народа, книга о. Андрея открывается словами Святейшего Патриарха Кирилла, сказанными им в прямом эфире во время его первого визита в Киев на празднование Крещения Руси в 2009 году. Речь в приведенном отрывке идет о единстве: “Единстве духовного пространства Святой Руси – огромной силы цивилизационном проекте, который не предназначен для того, чтобы быть ведомым. – (Прим. имеется в виду – западной цивилизацией). Предназначен же для того, - чтобы генерировать идеи и бросать мировоззренческие вызовы”. Это заявление предстоятеля Русской Церкви – своеобразный пролог к предпринятому отцом Андреем богословско-историческому исследованию, напрямую связывающему прошлое и настоящее.

Сразу после цитаты из выступления Патриарха автор раскрывает понятие Удерживающего из 2-й главы 2-го Послания к Фессалоникийцам, где речь идет об уже действующей тайне беззакония, что не совершится до тех пор, покуда не будет взят от среды Удерживающий теперь. Под Удерживающим, напоминает отец Андрей, православная историософия, понимала власть Римской Империи, «наследницей которой явилась Империя Ромейская, а за ней – Российская». Отсюда – четкое представление об исторической миссии России как защитнице православия, выразившейся в чеканной формуле инока Филофея о Москве как Третьем Риме. Но автор не просто напоминает эти аксиомы русской идеи, но и постоянно проводит исторические параллели: освобождение восточно-христианских народов от ига Османской империи, защита православной цивилизации от нашествия Наполеона, а затем Гитлера, наконец – экспансии НАТО в лице Грузии против Абхазии в 2008 году. Обрисовывается и конфликт между восточной православной цивилизацией и западной – еретической, а также – противостояние агрессивному исламу. Конфликт, приобретший неслыханную остроту на следующий год после написания книги, когда единство русского мира оказалось расколотым теми силами, которые, как мы видим, готовы идти до конца для его полного уничтожения. Действию этих сил в прошлом и настоящем, противодействию им, а также прояснению роли определенных исторических персонажей и посвящено исследование протоиерея Андрея Новикова.

Петр Первый и Мазепа с его «мазепианским» богословием, политика Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь Заграницей, раскольничий «киевский патриархат» и его измышления – вот темы, что, следуя одна за другой и переплетаясь между собой, создают общую картину противостояния Третьего Рима антицивилизации, как вслед за французским мыслителем-традиционалистом Рене Геноном протоиерей Андрей Новиков называет западный мир. А вместе с ним – и тем подменам, по которым можно проследить исток и сегодняшней украинской трагедии, и того переходящего в горячую фазу цивилизационного противостояния, свидетелями которого мы стали. Вместе с тем в главе «Первенство в Церкви: примат чести или примат власти?» рассматриваются и причины тысячелетнего раскола между восточной и западной частями некогда единого христианского мира, главной из которых является вынесенный в заголовок вопрос о папстве.

Слог о. Андрея лаконичен и ярок, он обходится без елейных риторических завитушек и плетения словес, вскрывая суть насаждаемых в сегодняшнем – и не только украинском – обществе мифологем. Например, вопрос о пакте Молотова-Риббентропа, осуждение которого «стало своеобразным тестом на верноподданичество по отношению к самостийнической украинской идентичности, тестом даже не на советскость, а на не-русскость». Политика в этом случае не отвергается как нечто нечистое, чего христианин должен избегать, а включается в общий богословско-исторический контекст. Автор стоит на твердой основе, отчего наверняка не сможет избежать упреков в идеологической ангажированности, которой-де быть не должно, хотя отсутствие идеологии – тоже идеология. Следующий упрек, который может быть адресован отцу Андрею, это то, что он недостаточно критичен по отношению к самому православию, как византийскому, так и русскому, но такая критика, на мой взгляд, и не входила в его задачи. Да и является ли она первоочередной задачей при очевидной внешней экспансии, угрожающий существованию даже не Святой Руси, а тому, что еще осталось от нее в наше постхристианское, а точнее – антихристианское и все более агрессивное по отношению к христианству время?

Отцу Андрею удалось убедительно связать прошлое (то же отражение Петром Первым шведского нашествия, грозившего тем, что «не колокола снимались бы, а колокольни вместе с храмами осквернялись и уничтожались») и сегодняшний день, когда храмы расстреливаются из тяжелых орудий и «Градов». Или – захватываются раскольническими группировками. А потому сегодня особенно важно напомнить о самих основах восточно-христианской цивилизации и ее исторической миссии, изначальном единстве стравливаемых друг с другом православных народов, что и делает автор книги «О правде Русской Церкви и Святой Руси».

Священник Константин Кравцов

Информация о книге:

Протоиерей Андрей Новиков. О правде Русской Церкви и Святой Руси.

М.: Культурно-просветительский русский издательский центр им. св. Василия Великого, 2014 - 304 с. ISBN 978-5-4249-0045-3, ИС 13-221-1818




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru