Издательский Совет Русской Православной Церкви: Конференция 28.01.14: 10.jpg

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Состоялась научная конференция «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» 28.01.2014

Состоялась научная конференция «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику»

28 января 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялась научная конференция «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику». Тема объединила исследования ученых разных направлений: богословов, философов, историков и филологов. Возглавил конференцию председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

В своем приветственном слове глава Издательского Совета обратил внимание на то, что исихазм расцвел в России благодаря Сергию Радонежскому и его ученикам и последователям. Так, св. Пафнутий Боровский, хотя не был близок прп. Сергию по земной жизни, но по духу был продолжателем его традиции умного делания, устроения монашеской жизни. Многие подражали прп. Сергию, и до конца XVII столетия монашество развивалось, не прерывалась традиция безмолвия. Петр Первый секуляризировал общество и нанес удар по монашеству. Первая попытка систематизации исихазма принадлежит свт. Игнатию Брянчанинову. Более полное изложение исихазма сделал свт. Феофан Затворник, который был тесно связан с афонскими аскетами и многое из духовной практики перенял у них. Анализ святоотеческих текстов дает основание считать его проповедником исихазма. Святитель провозглашает внутреннее и решительное отречение от мира для большего внимания к внутреннему миру, затем призывает непрестанно молиться, не увлекаясь внешними приемами, но старясь достичь умной молитвы – от ума и сердца. Борьба с помыслами и непрестанное совершенствование, достижение глубокого внутреннего безмолвия для полного соединения с Богом – это путь святости по свт. Феофану Затворнику, к которому призван каждый христианин. Завершая выступление, митрополит Климент пожелал всем помощи Божией в изучении наследия русских подвижников.

Епископ Скопинский и Шацкий Владимир отметил актуальность темы конференции в связи с юбилеем прп. Сергия Радонежского в 2014 году и свт. Феофана Затворника в 2015. Св. Сергий не оставил письменного наследия, но оставил целую школу учеников, которые распространили по всей Руси принципы монашеской жизни. В XIX веке написал цикл работ по христианской нравственности свт. Феофан Затворник, заключительное произведение которого - «Путь ко спасению» - энциклопедия духовно-нравственного совершенствования. Святитель также полагал существом христианской жизни богообщение: регулярно прибегая к таинству покаяния, непрестанно творить молитву, только от нее есть «жизни духа». По мнению епископа Владимира, конференция свидетельствует о повышении интереса к исихазму и будет способствовать дальнейшему изучения творений свт. Феофана.

Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, заведующий Центром истории восточно-христианской культуры Института всеобщей истории РАН, д.и.н. Михаил Вадимович Бибиков выступил с докладом «Традиции византийского мистицизма и паламизм». В своем выступлении ученый рассказал об истории возникновения исихазма и его основах. Термин «исихазм» ввели оппоненты Григория Паламы. Святитель считал, что войти в богообщение может человек в земной жизни путем аскезы, безмолвия, умной молитвы. Бог запределен, но реально присутствует и растворен в мироздании. Жизнь человека – путь спасения и преображения. Исихазм распространился по всему миру и оказал сильное влияние на искусство, литературу и собственно монашескую жизнь.

Далее следовал доклад главного научного сотрудника сектора истории русской философии Института философии РАН, д.ф.н. Михаила Николаевича Громова «Слово и молчание в русской духовной традиции». Высшая форма божественной энергии не в слове, а именно в молчании. В слове кодифицируется вся культура. Более всего слово отражено в книге, но книга лишь отражает единственную данность, без приобщения к реальности теряет значимость и превращается в самоцель. Исихасты учили обращаться к подлинной реальности. Слово может искажаться. Человека отражают его деяния, а не слова.  Соединение концепций «Третьего Рима» и «Святой Руси» связано с исихазмом – это основа нашего национального самосознания, как отметил выступающий.

Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, д.и.н. Николай Николаевич Лисовой сделал обстоятельный доклад на тему «Исихастские традиции в Русской Церкви XIX столетия». «Мы не очень точны в терминологии, – заметил выступающий, – слово «исихазм» отсутствует в русском языке XIX века. Отсюда следует вопрос – правомерно ли говорить об исихазме русского монашества XIV-XIX веков? Как традиция исихазм (не имея того названия) начинается еще с Антония Великого – как традиция духовного делания, умной молитвы, подвига иноческого. Хотя не все современники Антония Великого могут называть исихастами. То есть многие принципы исихазма были укоренены в монашестве изначально. Исихия – тишина, не физическая, а внутреннее безмолвие страстей».  Была отмечена роль митрополита Филарета Дроздова в поддержании традиции исихазма. По мнению Н.Н. Лисового, русский исихазм закончился афонской трагедией 1913 года.

Следующий доклад «Исихия и богословие» был сделан секретарем Ученого совета, преподавателем МПДА, кандидатом богословия, к.ф.-м.н. игуменом Адрианом (Пашиным). Были освещены догматические вопросы богословия, касающиеся основ исихазма, умной молитвы и преображения.

Доцент, зам. декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.н. Алексей Павлович Козырев выступил с докладом «Исихазм и русская философии». В 1892 году появилась статья «гезихасты» в словаре Брокгауза и Ефрона, в которой исихасты показаны несколько чудаковатыми монахами.  Однако, как считает докладчик, это мнение было одним из многих. А.П. Козырев рассказал о воззрениях свт. Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова, С.Н. Булгакова и о. Павла Флоренского, а также католических богословов, затрагивая вопросы неопаламизма и неотомизма. Выступающий отметил также богословский и философский потенциал исихазма.

Следующий доклад сделал заведующий кафедрой филологии МПДА, профессор, д.фил.н. Владимир Михайлович Кириллин: «Исихазм и русская литература конца XIV – начала XVI веков». Освещены были пути влияния и проникновения монашеской аскезы в византийскую, южнославянскую и русскую литературу. Особенно внимательно был проанализирован стиль «плетения словес», принятый в означенный и период.

Настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира,  преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, доцент Шуйского государственного педагогического университета архимандрит Зосима (Шевчук) в своем докладе «Преемственность традиций исихазма от свт. Григория Паламы до свт. Феофана Затворника» обратил внимание на византийские традиции, которые нашли свое продолжение в русской культуре и богословии, рассказал о постепенном перенятии этих идей на Руси и путях их дальнейшего распространения.

Преподаватель Киевской духовной академии, кандидат богословия архимандрит Маркелл (Павук) выступил с докладом «Учение о страстях и способах борьбы с ними в сочинениях протоиерея Думитру Станилоае и русских подвижников благочестия XIX века: сравнительный анализ». Показана была связь между румынским богословом и русскими святыми, которых объединяло православие и разнили культурные традиции. «Аскетика и мистика православной церкви» - основной труд Думитру Станилоае, в котором описано очищение человека от страстей, созерцание и обожение. Сходные высказанным в этом произведении мысли о страстях как искажении человеческой природы были выражены свт. Игнатием Брянчаниновым и свт. Феофаном Затворником.

Преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина иерей Дмитрий Фетисов в докладе «Учение свт. Феофана Затворника о свободе воли человека в контексте европейской персонологии конца XIX – первой половины ХХ в.» осветил проблему антропологического кризиса нашего времени. Свт. Феофан Затворник в своих трудах осветил широкий спектр вопросов, связанных с человеческой природой, и его идеи актуальны были как для его современников, так и для нас, живущих в XXI веке.

Преподаватель кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета., к.п.н. Анна Борисовна Хохлова в докладе «Проблема знания в духовном опыте преподобного Сергия Радонежского и обоснование духовного познания в трудах святителя Феофана Затворника» отметила, что духовное познание Бога, согласно учению свт. Григория Паламы, доступно человеку наравне с чувственным и разумным способами познания мира. Подлинное познание есть ведение духовное, как писал свт. Феофан Затворник. Совершенная ступень знания – созерцание. Как отметила А.Б. Хохлова, прп. Сергий Радонежский в своей жизни воплотил эти принципы познания мира, себя и Бога.

Последней выступающей была член Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, преподаватель Российской Академии художеств, д.фил.н. Варвара Викторовна Каширина. Она выступила с презентацией книги «Крест иноческой жизни» из серии «Библиотека Вышенской пустыни», составленной настоятельницей Успенского Вышенского монастыря игуменией Вера (Ровчан). В книге представлены взгляды свт. Феофана Затворника на женское монашество. Затем В.В. Каширина сделала доклад «Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о свт. Феофане Затворнике».

После последнего доклада состоялся обмен мнениями по истории и сущности исихазма.

В заключение работы конференции митрополит Климент поблагодарил всех участников, пожелал духовного возрастания и продолжения научных исследований.


10.jpg
10 из 10







Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru