Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Когда бывает чудо? Неделя 10-я по Пятидесятнице 15.08.2014

Когда бывает чудо? Неделя 10-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В окрестностях Кесарии Филипповой, вскоре после своего славного Преображения на горе Фавор, Господь застает множество народа и жаркий спор книжников с апостолами (см. Мк. 9, 14). Острота ситуации состоит в том, что ученики Спасителя не могут совершить исцеление бесноватого. Апостолы, направленные Христом, прошли с проповедью всю Иудею, исцеляли больных, воскрешали мертвых, изгоняли бесов, а этого молодого человека исцелить не смогли. Собравшиеся здесь ждали механического чуда – апостолы без участия страдающего или его близких должны были совершить исцеление. Но все попытки изгнать беса закончились неудачей.

И вот толпа видит приближающегося Христа. Отец страждущего отрока подходит к Нему и, «преклоняя пред Ним колени», просит: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Неверие звучит в этих словах, и Христос говорит ему и всем, кто был рядом: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17, 14–17).

Господь прежде всего испытывает веру несчастного родителя и, как сообщает евангелист Марк, говорит ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23–24). «Верую, Господи! Помоги моему неверию», – вырывается из уст отца страждущего отрока.

Толкуя это место, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что чудо может произойти, только если человек расположен к нему собственным сознанием и опытом.

Господь объясняет собравшимся людям, вопрошавшим Его, почему не могло произойти чудо: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Христианин должен «ходить верою» (2 Кор. 5, 7) – вера во Христа должна быть доминантой его сознания. Но для совершения чуда от христианина также требуется быть опытно причастным к подвигу Спасителя, то есть молитвою и постом служить Богу: «сей же род [бесы] изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

После исцеления бесноватого, в евангелии этого воскресного дня, мы слышим слова Христа, в которых Господь вновь открывает ученикам свои будущие страдания: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф. 17, 22–23).

Апостолы, услышав эти слова Христа, «весьма опечалились». Они недоумевали, как может случиться, что Тот, Кто повелевал стихиям, накормил пятью хлебами пять тысяч и сотворил множество чудес, будет всеми предан и убит. «Нельзя сказать, чтобы они ничего не понимали; напротив, знали они, что Он умрет, потому что непрестанно слышали о том. Но чтобы могла когда-либо случиться с Ним такая смерть, и что вскоре она должна разрушиться и произвесть бесчисленные благодеяния, — этого они ясно еще не понимали; не знали и того, что это за воскресение. Потому-то они и скорбели, что весьма любили Учителя», – разъясняет святитель Иоанн Златоуст.

Скептики всегда указывали на «неудачный финал» проповеди Христа, мы же знаем, за что была принесена столь великая жертва, – за спасение человечества.

Один из идолов нашей современности – удача. Мы постоянно желаем друг другу удачи, это выражение прижилось в нашем языке. Удача, возведенная в культ, для многих является как бы лучом надежды в неохватном море хаоса и бессмыслицы. Это то самое механическое чудо, где нет места Богу. «Чтобы все было хорошо!» – говорят чаще, чем желают: «Бог в помощь!».

Христианин должен отчетливо понимать, что удаче, слепой фортуне нет места в его жизни. Есть Крест Христов, есть всеобъемлющий Промысл Божий о каждом человеке. «Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем». С Богом!

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru