Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Увидеть себя сквозь «линзы» смирения 04.07.2014

Митрополит Климент: Увидеть себя сквозь «линзы» смирения

В отрывке из Евангелия этого воскресного дня рассказывается о том, как сотник – офицер римской армии, обратился к Спасителю с просьбой исцелить его слугу. Господь ответил ему: «Я приду и исцелю его». Реакция сотника на эти слова была необычной и удивила Христа: «Господи, – говорит он, – я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой...». «Услышав сие, – говорится в Евангелии, – Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Далее Христос совершает чудо по вере этого человека: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 5–13).

Этот евангельский сюжет весьма поучителен, потому что показывает веру, обратившегося к Нему человека. Вспомним, например, исцеление расслабленного. Друзья принесли его, вскрыли кровлю и опустили носилки с больным к ногам Христа. Они явили свою веру, но вера римского воина оказалась сильнее. Это отмечает Сам Христос. «В Израиле не нашел Я такой веры», – говорит Он, указав на сотника. Если друзья расслабленного думали, что Христос, увидев больного на носилках, сжалится и исцелит его, то сотник был убежден, что достаточно одного только слова Христа, чтобы слуга выздоровел. Вот как важно человеку жить с верой! И так же важно нам приходить в храм и вставать на молитву с верой, что Господь услышит нас.

В этом повествовании показано также великое смирение римского сотника. Его должность можно сравнить с командующим гарнизоном в нашей армии. В городе Капернауме он был большим начальником. Римские легионы в то время являлись, как сейчас принято говорить, «оккупационными войсками», которые захватили Иудею. Любые попытки сопротивления подавлялись римлянами со всей жестокостью. Кроме того, Рим обложил Иудею данью. Жители страны ненавидели римлян, воспринимали их как завоевателей, а те, в свою очередь, презирали иудеев, считая их варварами.

Представлявший римского императора сотник имел большую власть в Капернауме. Он мог бы послать своих легионеров, чтобы они привели к нему Христа, или направить к Нему кого-либо из слуг с просьбой об исцелении, но он приходит к Иисусу сам, не боясь «общественного мнения», не опасаясь, что может быть осмеян своими подчиненными, поскольку в их понимании римлянин не мог обращаться с просьбой к представителю низшей цивилизации. Сотник же приходит не как начальник, не как повелевающий, а смиренно, как проситель. Власть не лишила его этого качества, хотя часто она меняет людей в худшую сторону.
На слова Христа «Я приду и исцелю слугу» он отвечает, что недостоин принять Его в своем доме. «Я недостоин», – как много скрыто в этих словах! Здесь и вера, и любовь, а главное, смирение.

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Смирением человек более угождает Богу, нежели жертвами и приношениями. Через него приемлются Богом кающиеся, примиряются с Ним грешники, оправдываются виновные». А преподобный Амвросий Оптинский отмечает: «Бог посещает Своею милостью только смиренных».
Почему же отцы Церкви так превозносили это качество? Потому что смирение – это почва души, на которой произрастают все остальные добродетели: любовь, кротость, вера...

Именно этими качествами обладал римский сотник. Человек, за которого он просил, не был ни его сыном, ни родственником, ни даже солдатом в его войске, а лишь простым слугой. Только любящий ближнего может так относиться к своим починенным.

Иудеи хранили завет о пришествии Христа и многие столетия готовились к приходу Мессии, но когда Он пришел, они Его не признали. А вот сотник увидел в Нем Спасителя и пришел к Нему с верой и смирением.
Сегодня «избранным народом» являемся мы, христиане. Однако нам пуще всего надо опасаться, чтобы однажды не услышать слова Господа: «Не нашел Я у вас веры в сердцах».

Мы можем поститься, ездить по святым местам, читать Евангелие, молиться, но не получать от этого пользы. Если все это мы будем выполнять как предписание, соблюдая обычай, или по чьему-то совету, то молитва не проникнет в жизнь нашей души. Евангельские заповеди не станут нормой нашего поведения, если не будет в нас веры. А вера в наши сердца придет только тогда, когда мы смиримся перед Богом, когда наше «я» не будет самодовлеющим, когда ближнего мы будем любить, как самих себя, когда увидим свою душу сквозь «линзы» смирения.

"Вечерняя Москва"









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru