Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Гонка потребления лишает любви

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Гонка потребления лишает любви 27.06.2014

Митрополит Климент: Гонка потребления лишает любви

Евангелие, которое читается в это воскресенье на Литургии, напоминает нам, что должно быть нашим жизненным приоритетом: «Не можете служить Богу и маммоне... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 24, 33). Мамона у древних сирийцев и евреев – бог богатства, или просто само богатство. Другой синоним мамоны – золотой телец. Известен сюжет из Ветхого Завета о том, как евреи сделали тельца из золота и поклонялись ему, за что были осуждены Моисеем. Давайте поразмышляем над словами Спасителя – что они значат для современного человека и насколько установку Христа «ищите Царства Божия» мы делаем определяющей в нашей жизни? Современный человек в первую очередь печется о земных, насущных вещах: как найти хорошую работу, как заработать денег, купить жилье, обустроить свою жизнь. Многие считают, что счастье в стяжательстве, сребролюбии, приобретении вещей и становятся участниками гонки за «высокими стандартами потребления». Люди думают: «Вот куплю новое платье, новый айфон или новую машину и буду счастлив, а завтра пойду в магазин и куплю еще что-нибудь». Так, день за днем, человек втягивается в гонку потребления и незаметно для себя становится прихожанином «церкви мамоны», становится рабом вещей, работы, «хорошей» жизни.

Поклонение мамоне разжигает в человеке множество страстей и пороков. Одни, из тщеславия или зависти, что кто-то живет в большем достатке, хотят купить машину, «как у соседа», или дачу, «как у знакомых». Кто-то в погоне за длинным рублем работает без выходных, не считая для себя важным седьмой день посвятить Господу и сходить в храм. Кто-то, попадая в зависимость от кредитов, связывает себя долгами. Кто-то решается на воровство. Кто-то нещадно эксплуатирует ближнего. Кто-то развязывает войну, чтобы присвоить богатства других народов и ограбить целые страны и континенты, как не раз бывало в мировой истории. Кто-то просто «зарабатывает деньги», чтобы тратить их на ненужные вещи. Так развивается порок, который Церковь называет мшелоимством.

Подобная земная суета забирает у нас самое главное – любовь. Вместо нее наше сердце хранит в себе «все, что нажито непосильным трудом», оно прилепляется к нажитому, и в нем уже нет места для Бога, нет подлинной любви к ближнему, даже к матери и отцу, сыну и дочери, он не видит алчущего, жаждущего, больного, чтобы послужить им. Для человека становится ценным только то, что он нажил, приобрел, чего достиг, а «где сокровище ваше, – говорит Христос, – там будет и сердце ваше».

Святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова Господа следующим образом: «Немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку».

К чему же должно стремиться сердце христианина, о чем оно должно иметь попечение? Прежде всего быть с Богом и заботиться о своей душе. Как-то мальчик спросил дедушку: «Дед, есть ли что дороже золота?» – «Есть, платина дороже золота», – ответил тот. – «А есть ли что дороже платины?» Дедушка ответил: «Родий дороже платины». – «А что дороже всего, что человек не может купить?» Умудренный жизнью дедушка подумал и сказал: «Душа человека».

Как сделать так, чтобы в нашей жизни первое место заняли ценности не временные и преходящие, а духовные? Ответ дает нам Христос: «Ищите Царства Божия и правды Его». Смотрите на все чистыми очами: «если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6, 22), не прилепляйтесь ко греху. Если мы умом и сердцем живем во зле, вся наша жизнь пропитывается этим злом. Если же мы стремимся к добру, то добро наполняет наше сердце. Путь добра труден и тернист, но ведет он всегда к Богу и открывает человеку вечную жизнь.
Прислушаемся же к наставлению преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

"Вечерняя Москва"











Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru