Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на круглом столе «Подвиг преподобного Сергия Радонежского и единство русского мира: прошлое, настоящее и будущее» в Нижнем Новгороде 20 мая 2014 г. 21.05.2014

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на круглом столе «Подвиг преподобного Сергия Радонежского и единство русского мира: прошлое, настоящее и будущее» в Нижнем Новгороде 20 мая 2014 г.

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на круглом столе «Подвиг преподобного Сергия Радонежского и единство русского мира: прошлое, настоящее и будущее» в Нижнем Новгороде 20 мая 2014 г.

     Тема единства Русского мира, национального, духовного и культурного единения как никогда актуальна в наши дни, когда современное секулярное сознание, навязанное нашей стране извне, стремится вытеснить традиционные для нашего народа духовные ценности и подорвать нравственные устои. Нам крайне необходимо определить в собственной истории, культурной и духовной традиции те ключевые точки, которые позволят опереться и не допустить разрушительного воздействия агрессии современного постмодернистского сознания. Подвиг преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого мы празднуем в нынешнем году, является для нас особым примером созидания духовного и национального единства Отечества. Преподобный Сергий, воспринявший во всей полноте аскетическую традицию христианского востока, наиболее ясно выраженную в опыте афонского монашества, заложил основу становления и развития русского монашества, которое было практически уничтожено в эпоху татаро-монгольского нашествия. Из жития преподобного мы знаем множество примеров как его личных аскетических подвигов, собственного монашеского делания, но мы знаем также о его трудах, которые касались всего Отечества. Мы знаем, как преподобный Сергий примирял князей, удерживал их от междоусобиц, молитвенно поддерживал, наставлял, и даже строго вразумлял, как в случае с Суздальскими князьями-братьями Димитрием и Борисом Константиновичами. Мы знаем, что преподобный зажег духовную свечу примирения и национального единства, но он также дал серьезный импульс развитию духовной традиции отечественной культуры. Как точно отметил в XIX веке князь Трубецкой: «Подвиг святого Сергия вернул народу веру в Родину».

     Небывалый расцвет церковного искусства, зодчества, других изобразительных искусств в XV–XVI веках на Руси в первую очередь связан с укреплением духовного самосознания, обретением духовной и национальной идентичности, как единого государства и единого народа. Сохранение этого единства является наиболее важной задачей в наше время. Мы видим, что разломы начинают происходить не только на уровне отельных государств, в первую очередь государств с общей историей и общими духовными и культурными ценностями, но прежде всего в семьях, между различными поколениями, между различными социальными группами, разделения происходят буквально в одном дворе. В мегаполисах уже нормальным считается, когда жильцы одного подъезда, с одной лестничной площадки практически ничего не знают друг о друге и совсем не общаются. Разрушение единства, социальная разобщенность начинаются с разрушения села, утраты значения малых городов, поскольку именно они на протяжении столетий становились хранителями народной души, культурной и духовной традиции Отечества.

     В этом смысле большое значение имеют государственные программы по сохранению культурного и исторического наследия, однако не менее важно сохранение и развитие духовной традиции отечественной культуры. Поэтому Церковь уделяет сегодня большое внимание вопросам образования и популяризации православной культуры. Без просветительской работы с детьми и молодежью, без духовной и социальной поддержки молодых семей усилия государства будут малоэффективны, важно, чтобы все общество сплотилось вокруг национальной идеи, которая не может быть сформулирована без опоры на традиционные духовные ценности.

     Нижегородская земля имеет богатую историю, золотыми буквами вписанную в историю государства Российского и не раз лучшие сыны нижегородской земли вставали на защиту Отечества, отстаивая государственное и духовное единство Руси. Именно отсюда в 1612 году отправилось народное ополчение, возгавляемое князем Димитрием Пожарским и гражданином Косьмой Мининым, чтобы защитить первопрестольный град от нашествия иноплеменников и очистить русскую землю от засилья грабителей и разбойников. Здесь на нижегородской земле в Сарове подвизался преподобный Серафим. Здесь же в небольшой деревеньке Дивеево он заложил обитель, которой суждено было стать Уделом Пресвятой Богородицы и одним из духовных центров Руси. Пример преподобного Серафима и многих других подвижников заключается главным образом в приобретении евангельской любви, как главного свойства их душ. Через стяжание любви к Богу и ближнему они становились неравнодушными ко всему происходящему вокруг и своим жертвенным служением стремились преобразить этот мир.

     Мы живем в эпоху возрождения, восстановления порушенных святынь, но в первую очередь, восстановления народного духа и возобновления духовной традиции отечественной культуры. Сейчас крайне важны яркие примеры созидания, а не разрушения, поэтому особое значение приобретают добрые плоды единения и соработничества государственных властей, Церкви и общественности в возрождении храмов и монастырей, проведении мероприятий духовно-нравственной направленности, просвещении детей и молодежи.

     Постараемся в своей жизни, трудах, общественной и государственной деятельности следовать завету преподобного Сергия Радонежского: «Любовию и единением спасемся». И именно через исполнение евангельской заповеди любви к ближнему будем укреплять духовные основы единства нашего Отечества.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru