|
||||
|
16.12.2013
Неделя 25-я по Пятидесятнице. «Знаешь заповеди?»В это воскресенье в храмах читается Евангелие, в котором повествуется, как «некто из начальствующих» обращается ко Христу с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Евангелист Лука подробно передает состоявшийся разговор. Услышав вопрос, Христос спросил его: «Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою?» Тот по-школьному ответил: «Всё это сохранил я от юности моей». По логике вещей, он должен был услышать похвалу, но Господь, видя его внутреннюю сердечную привязанность к имеющемуся у него земному богатству, говорит: «Еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Эти слова Христа привели в печаль вопрошающего, «потому что был очень богат» (Лк. 18, 18–23). Так страсть любостяжания оказалась сильнее желания стяжать жизнь вечную. Этот человек сразу показал, для чего он трудится и живет. Но давайте вернемся к вопросу Христа: «знаешь заповеди?». Этот вопрос сегодня обращен и к нам. Многие ли наши крещеные соотечественники могут, подобно начальнику, обратившемуся ко Христу, ответить, что соблюдают их от юности или хотя бы с того момента, когда первый раз пришли в храм? И знаем ли мы их так же хорошо, как, например, таблицу умножения? Ответ будет скорее отрицательный. Но почему же? То, что открывает перед нами жизнь вечную, мы не стремимся познать, а тому, что на глазах разрушается, имеет временный характер, посвящаем все силы, время и саму свою жизнь. Как же получается, что мы тратим большие средства на стильную одежду, модные прически, «крутые» телефоны, а дома у нас нет даже Евангелия, нет и молитвослова? В ходе бесед с крестными родителями перед Таинством Крещения повсеместно приходится сталкиваться со слабым знанием ими предмета своей веры. Часто они даже не знают, почему Иисуса Христа называют Спасителем. К сожалению, большинство будущих крестных бывают в храме в лучшем случае один-два раза в год, поэтому для них становятся открытием и «Символ веры», и даже молитва Господня «Отче наш», которые верующие единодушно поют за богослужением. Для таких людей все Откровение, данное человечеству Богом, сводится к двум очень понятным постулатам: «не убей» и «не укради». Складывается ощущение, что учителем нравственности современных христиан является скорее Уголовный кодекс, нежели слово Божие. В каком же уголке сердца у них написаны заповеди «чти отца и мать», «не блуди», ну и наконец, самая первая заповедь и ей подобная – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37–38)? Вдали от больших городов на воспитание молодого поколения огромное влияние до сих пор оказывают «романтики с большой дороги». Четверть века назад, добираясь до Троице-Сергиевой Лавры на электричке, немыслимо было в общественном месте попасть в атмосферу «Мертвого дома» Достоевского. Сейчас это стало страшной реальностью.
Пример человека, сохранившего в своем сердце заповеди и вопрошавшего Христа о том, как «наследовать жизнь вечную», должен послужить всем нам укором. Как далеки мы даже от ветхозаветной праведности! Вспомним же призыв апостола и удержимся хотя бы от сквернословия ради наших детей: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).
|
|