Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 24-я по Пятидесятнице 09.12.2013

Неделя 24-я по Пятидесятнице

Любовь подвигает человека постоянно делать добро. Отсутствие любви или ложное ее понимание делает человека неспособным на добрые дела. Если же он видит, как их совершает кто-то другой, то всегда находит повод для упрека.

Во времена римского владычества иудейская знать, саддукеи, была поражена философским скепсисом. Обучение простого народа Закону Моисееву полностью перешло в руки собраний – синагог, не связанных с храмовой иерархией. Учителя народа – фарисеи, ради сохранения национальной и религиозной идентичности предписывали неукоснительно выполнять не только Закон, но и «предания старцев». По свидетельству апостола Павла, до своего обращения он «жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (Деян. 26, 5), ревностно противостоя внешней апостасии.
Грех, действуя в человеке, извращает его жизнь. Движение, ратовавшее за духовное возрождение Израиля, не приняло Христа Спасителя: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).

Заявленная фарисеями цель – святость – должна была рождаться без живой связи Богом (вне храма) и оказалась недостижимой. Итогом многих трудов и жертв было обрядоверие, которое обличал Христос: «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11, 42), и еще: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1).

В одну из суббот, говорится в Евангелии этого воскресного дня, Христос пришел в синагогу, где учил народ. И «там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11).

Восемнадцать лет женщина мучилась тяжелой болезнью. Невозможность нормального общения с другими людьми, взор, вечно прикованный к земле, дополняли телесный недуг несчастной.
Христос видит ее внутреннее страдание, видит ее веру и надежду на исцеление и, подозвав, говорит ей: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13, 11–12).

Но сердце начальника синагоги не чувствует любви, не слышит голоса Божия: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6). Он глух к голосу совести и приносит очередную «жертву» субботе, видя совершенное Христом исцеление: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13, 14). Господин Субботы – Христос, самовластно врачует недуг, из уст исцеленного человека вырываются слова благодарения Всевышнему, но недуг начальника синагоги – жестокосердие – не поддается врачеванию. Однако Творец дал каждому человеку совесть, внутренний закон правды. Совесть – строгий судья, заставить замолчать которого невозможно:

Ведь у тех, кто у кривды на страже,
кто давно потерял свою честь,
если нету и совести даже —
муки совести вроде бы есть.
(Е. Евтушенко «Муки совести»)

Христос обличает начальника синагоги: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились» (Лк. 13, 15–17). Только стали ли они после этого на трудный путь духовного исцеления? Последовало ли за чувством стыда раскаяние, а тем более, покаяние этих людей?

Этот евангельский эпизод должен подвигнуть нас устыдиться, подобно законнику, преодолеть окаменелость своего сердца, прислушаться к голосу совести, чтобы, подобно исцеленной женщине, поднять глаза к Небу и поблагодарить Творца. Аминь.


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru