Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 19-я по Пятидесятнице 05.11.2013

Неделя 19-я по Пятидесятнице

Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31), рассказанная Господом в Заиорданье, вызвала большой отклик в роде человеческом. Кто-то истолковал эту притчу в социальном плане, уверяя, что открыта главная суть веры – «вздох угнетенной твари». Святитель Иоанн Златоуст на ее примере раскрывает добродетель милосердия: «Ничто другое не равняется милосердию!».

Рефреном к словам Господа звучит и призыв апостола Иакова: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас... Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа...» (Иак. 5, 1, 4).

Но в этой притче содержится и нечто более важное, чем простое осуждение социального неравенства в нашем мире. В ней образно представлена проекция нашей жизни в инобытии, за гранью смерти. И как это ни удивительно, жизнь в вечности начинается для нас уже сейчас в нашем сердце как Царство Божие или же как ад.

В одной из бесед преподобного Макария Великого читаем: «Человек удобно вмещает и приемлет в себя лукавое... И когда слышишь о гробах, – представляй мысленно не только видимые гробы; потому что гроб и могила для тебя – сердце твое. Когда гнездятся там князь лукавства и ангелы его, когда пролагают там стези и пути, по которым бы сатанинские силы проходили в ум твой и в помыслы твои; тогда не ад ли, не гроб ли, не могила ли, не мертвец ли ты пред Богом?». Так и по мысли преподобного Симеона Богослова, не стоит ждать после смерти «великих открытий» – встреча со Христом и суд в виде самоосуждения происходит здесь и сейчас: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня... истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 42–45).

Образ Божий – то, что делает человека человеком, состоит в способности любить, а значит, милосердствовать и долготерпеть. Смиренное терпение Лазаря внутренне подобно смирению ветхозаветного Иова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5, 10–11). Ради «малых сих» совершил свой спасительный подвиг Господь: «Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь» (Пс. 11, 6.)

«Бойтесь своих желаний», – было сказано древними, а Христос учит нас: «враги человеку домашние его» (Мф. 10,36). И действительно, сколько же рождается в нашей душе немилосердных, а то и откровенно злобных пожеланий ближнему! Если нет в нашем гардеробе порфиры и стол не ломится каждый день от яств, как у богача из притчи, это вовсе не значит, что наше сердце свободно от «богатства» похоти, от глумления над слабым, горделивости, зависти и осуждения.

Нищета духа, смиренномудрие – вот лазарево состояние души. «Царство Божие нудится», и нудится подвигом, самоограничением. Ох! Если бы каждый из нас возлюбил ближнего своего, как самого себя (Мф. 22, 39), то мир был бы иной. Не было бы вражды, не было бы зависти и лукавства, не было бы страждущих. Любовь не позволила бы беззаконию и несправедливости быть в среде человеческой.

Истинная жизнь будущего века состоит в любви и будет полной и настоящей только для тех, кто научился любить в жизни земной.


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru