Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 11-ая по Пятидесятнице 06.09.2013

Неделя 11-ая по Пятидесятнице

Из eвангельского чтения этого воскресного дня мы узнаем о милостивом государе и лукавом рабе. Царь решил навести порядок в своем царстве и требует от рабов, чтобы они вернули свои долги в казну. И вот перед ним предстает человек, который должен 10 тысяч талантов, то есть по сегодняшним меркам сумму более 10 миллионов долларов, и он не имел возможности вернуть даже часть ее. Тогда господин решает поступить с ним по закону: посадить его в темницу, продать его семью и все, что у него есть, чтобы возвратить хоть часть долга. Но должник, увидев, что ему грозит, упал царю в ноги и стал просить о помиловании. Господин был не только справедлив, но и милосерд. Он простил долг.

Все было бы хорошо, однако жестокосердие и жадность этого раба изменили обстоятельства дела. Кульминацией евангельского отрывка становится неожиданное продолжение этой истории: получив прощение своих долгов, должник, еще недавно дрожавший от страха, сам превращается в «господина», но только холодного и немилосердного. Он находит «одного из товарищей своих», который должен ему всего 100 динариев, и поскольку тот не может отдать свой долг, сажает его в темницу, невзирая на смиренную просьбу: «потерпи на мне, и всё отдам тебе».

Царь, узнав об этом, вызвал к себе этого раба и сказал: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?». После чего «государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18, 23–35).

Эта евангельская притча актуальна и сегодня. Человеческому «я» очень трудно принять другого как равноценную ему личность. Все причины и сложные перипетии социальных проблем кроются не в смене исторических формаций, а в межличностных отношениях. Сегодняшняя евангельская притча Господня ясно раскрывает отношения в треугольнике Бог–я–он. Многие фигурирующие в ней вещи, такие, например, как денежные единицы (динарии и таланты), сегодня воспринимаются лишь как символы. А вот понятие «долга» если и не является опытом большинства наших сограждан, тем не менее словно взято из окружающей жизни.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эту притчу, говорит, что царь – это Господь, Который сотворил мир и даровал человеку все необходимое для жизни, только бы мы правильно этим пользовались. Все, что нас окружает, служит нам: природа, леса, реки, недра земли и даже материальные блага, которые при правильном к ним отношении не мешают человеку войти в Царство Небесное. Господь все простит, нужно только чтобы сердце было чисто. А раб лукавый – это человек, не умеющий прощать и значит, не умеющий пользоваться теми благами, которые даровал Господь. Это касается многих из нас.

Каждый человек в той или иной степени обладает интуицией, но чаще всего эта интуиция направлена не внутрь себя, а на других. В наши дни нередко приходится встречать «святых» людей, которые считают, что у них нет грехов и им не в чем каяться, что в их духовном мире нет никаких противоречий. Ни о какой святости жизни речь при этом, конечно же, не идет. А когда спросишь их о другом человеке, то получаешь весьма «содержательный» и развернутый рассказ обо всех его несовершенствах. Как же так? Все просто: мы очень строгие «надсмотрщики» за своими ближними – за теми людьми, с кем нас свел Господь.

Эгоизм, отсутствие опыта деятельной любви к ближнему ожесточают сердце и заставляют человека жить жизнью потребителя: «Ничего не отдам. Все мое!» И только отрезвляющий холод реальности, говорящий о временности нашей земной жизни и необходимости вскоре дать ответ Богу, может вывести из этого состояния разгоряченного самомнения. Преподобный Амвросий Оптинский часто рассказывал простую притчу: «Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса! – А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, – забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: не спихни!»

Все мы, живущие в этом мире, – должники, хотя бы перед своими родителями. Как же можно разрешиться от этого долгового бремени? Последовать Апостолу, читаемому в день памяти преподобных: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Скажу по своему опыту, что быть милосердным к другому, чей образ Божий как бы вопиет к нам: «потерпи на мне, и всё отдам тебе» (Мф. 18, 29), много легче, чем терпеть своего внутреннего человека. Чтобы научиться прощать, надо самому стараться бегать «долгов» – греха.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru