Не оставил Бог нашего мира


Не оставил Бог нашего мира 01.07.2013

Не оставил Бог нашего мира

Господь, возносясь на Небо, повелел Своим ученикам проповедовать Евангелие по всему миру: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом Он отметил, что «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19–20).

Неправильно думать, что человечество было оставлено Богом в день Вознесения, что толща веков, прошедших со времени проповеди Спасителя, затенила Его Лик. Крещеный человек во всей полноте получает дары Духа Святого в Таинстве Миропомазания, становясь членом богочеловеческого организма Церкви. Не оставил Бог нашего мира! «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).

Память всех святых, которую православные христиане празднуют в первое воскресенье после Пятидесятницы, – яркое подтверждение действия Евангелия Христова в роде человеческом.

Церковь держится не на психологических комплексах человека (коллективном неврозе, как утверждал психолог З. Фрейд). Святитель Феофан Затворник, опровергая людское приземленное мнение о христианстве, говорит, что оно не удел малодушных и слабовольных, потому что «подвижничество есть непрестанная победность». Условием всех побед является победа человека над собой, над своим «Я». Для этого необходим дух смирения и ревности. Кажется, эти качества человека не совместимы. Но именно они нужны христианину для победы. Смирение удерживает человека от горделивости, позволяет ему увидеть неправоту в себе, а ревность побуждает его вести борьбу с грехом, достигать чистоты в сердце своем, иметь постоянную устремленность к Богу. Мученики, говорит святитель Феофан, охотно шли на смерть, потому что их сжигал внутренний огонь – дух деятельной ревности.

Истинная ревность зарождается в человеке посредством действия Благодати Божией при участии его свободной воли. «Пробуждается желание и свободное искание (действием извне), потом нисходит благодать (через таинства Церкви) и, сочетавшись со свободою, рождает мощную ревность. И никто не думай сам собой родить такую силу жизни: об ней должно молиться и быть готовым приять ее». Именно в этом ключе можно понять прочитанную сегодня на Литургии евангельскую максиму: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37–38).

В современной поп-культуре принято шумно праздновать Хэллоуин (вечер всех святых). Праздник этот когда-то был сродни нашим рождественским святкам, но в современности выродился в примитивный разгул, стал просто пародией на память святых.

Еще в XIV веке христианский мистик святитель Григорий Палама предупреждал о происходящей подмене содержания праздника: «Если же и тогда (в праздники святых) мы балагурим во вред нашей душе и относимся равнодушно к празднику и пьянствуем, – как можем, в то время как оскверняем день, говорить, что празднуем святых! Но не так будем праздновать, братие, молю, но представим и мы тела и души наши угодными Богу именно в эти праздничные дни, чтобы по молитвам святых и самим стать участниками славы и радости оной нескончаемой, что да будет и нам всем улучить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Вечерняя Москва










© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт