Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Не оставил Бог нашего мира 01.07.2013

Не оставил Бог нашего мира

Господь, возносясь на Небо, повелел Своим ученикам проповедовать Евангелие по всему миру: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом Он отметил, что «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19–20).

Неправильно думать, что человечество было оставлено Богом в день Вознесения, что толща веков, прошедших со времени проповеди Спасителя, затенила Его Лик. Крещеный человек во всей полноте получает дары Духа Святого в Таинстве Миропомазания, становясь членом богочеловеческого организма Церкви. Не оставил Бог нашего мира! «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).

Память всех святых, которую православные христиане празднуют в первое воскресенье после Пятидесятницы, – яркое подтверждение действия Евангелия Христова в роде человеческом.

Церковь держится не на психологических комплексах человека (коллективном неврозе, как утверждал психолог З. Фрейд). Святитель Феофан Затворник, опровергая людское приземленное мнение о христианстве, говорит, что оно не удел малодушных и слабовольных, потому что «подвижничество есть непрестанная победность». Условием всех побед является победа человека над собой, над своим «Я». Для этого необходим дух смирения и ревности. Кажется, эти качества человека не совместимы. Но именно они нужны христианину для победы. Смирение удерживает человека от горделивости, позволяет ему увидеть неправоту в себе, а ревность побуждает его вести борьбу с грехом, достигать чистоты в сердце своем, иметь постоянную устремленность к Богу. Мученики, говорит святитель Феофан, охотно шли на смерть, потому что их сжигал внутренний огонь – дух деятельной ревности.

Истинная ревность зарождается в человеке посредством действия Благодати Божией при участии его свободной воли. «Пробуждается желание и свободное искание (действием извне), потом нисходит благодать (через таинства Церкви) и, сочетавшись со свободою, рождает мощную ревность. И никто не думай сам собой родить такую силу жизни: об ней должно молиться и быть готовым приять ее». Именно в этом ключе можно понять прочитанную сегодня на Литургии евангельскую максиму: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37–38).

В современной поп-культуре принято шумно праздновать Хэллоуин (вечер всех святых). Праздник этот когда-то был сродни нашим рождественским святкам, но в современности выродился в примитивный разгул, стал просто пародией на память святых.

Еще в XIV веке христианский мистик святитель Григорий Палама предупреждал о происходящей подмене содержания праздника: «Если же и тогда (в праздники святых) мы балагурим во вред нашей душе и относимся равнодушно к празднику и пьянствуем, – как можем, в то время как оскверняем день, говорить, что празднуем святых! Но не так будем праздновать, братие, молю, но представим и мы тела и души наши угодными Богу именно в эти праздничные дни, чтобы по молитвам святых и самим стать участниками славы и радости оной нескончаемой, что да будет и нам всем улучить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru