Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Фомино воскресенье. Не будь неверующим 13.05.2013

Фомино воскресенье. Не будь неверующим

Имя апостола Фомы хорошо известно. О нем знают даже те, кто не ходит в храм и никогда не держал в руках Священное Писание. Сомневающегося человека так и называют – «Фома неверующий».

Почему же в Евангелии именно этот апостол испытывает и выражает сомнение? Случай с апостолом Фомой, как и другой – с отречением апостола Петра, говорит о подлинности этих событий. Евангелисты описали их так, как все происходило. Они рассказали не только о том, что сотворил Господь и чему Он учил, но и как они сами все это воспринимали, то есть описали путь становления своей веры во Христа, на котором были и сомнения, и боязнь, и отречение, и ожидание прихода Его царства на земле, и желание сидеть по правую и левую сторону от Учителя. Евангелисты, ничего не приукрашивая, донесли до нас все события, чтобы мы имели веру.

Арест и казнь Спасителя посеяли в сердцах апостолов страх и смятение. По городу ходили слухи, что ученики украли тело Распятого, а жены-мироносицы сообщили, что видели Его. Взволнованные, расстроенные апостолы, собравшись в доме, при запертых дверях обсуждали последние сообщения, и вдруг посреди горницы им является Христос. Он говорит: «Мир вам», – и показывает ученикам Свои раны (см.: Ин. 20, 19). Великая радость охватывает апостолов – ведь Он, как и предрекал, воскрес, обетование исполнено.

Но в тот момент с ними не было апостола Фомы, который, услышав о явлении Христа, не верит рассказу собратьев. По прошествии восьми дней Христос вновь является ученикам, когда апостол Фома уже был с ними. Спаситель обращается к нему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 27–28). Таким образом, он отказывается принять на веру услышанное от апостолов свидетельство и, только увидев Христа, исповедует свою веру в Его Воскресение. Ему необходимо лично удостовериться в событии Воскресения.

Из послания к евреям апостола Павла мы знаем, что «есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1). То есть вера есть не что иное, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как в видимом. Именно этого и недоставало Фоме, потому он и получил именование «Фома неверующий», известное ныне каждому.

Вера, требующая неопровержимых и достоверных доказательств, собственно говоря, перестает быть верой. Какова была бы ценность такой веры, которая принимает чудо лишь под давлением удостоверяющих фактов, не признать которые она не в силах? Это уже не вера, а простое признание того или иного совершившегося факта.

При таком отношении не было бы самого подвига веры, да и ценность ее была бы ничтожно мала. Тогда люди лишились бы всякой возможности спасения, ибо известно, что «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Человечество тогда являло бы полное равнодушие к Жертве Христовой за мир – Его Распятию и Крестной смерти. Нет смысла восхищаться таблицей умножения или законами физики, потому что эти вещи очевидны и доказаны. Подобное отношение было бы и к вере – чему-то доказанному и ясному, если бы она была такой, как у апостола Фомы.

Истинное же основание веры – любовь к Богу и желание стать ближе к Нему, твердая убежденность в том, что Царство Небесное достижимо и реально. Только искренняя вера, основанная на любви к Господу и принимаемая как дар свыше, способна творить великие чудеса и спасать верных.

Ныне, соучаствуя в пасхальном торжестве, мы не должны ни на миг колебаться в нашей вере, непрестанно вознося хвалу и славу Господу сил, с великой радостью восклицая «Христос воскресе!».

Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru