Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 10 апреля пройдет презентация книги А.Г.Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова» 05.04.2013

10 апреля пройдет презентация книги А.Г.Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова»

10 апреля 2013 года в Гуманитарном корпусе Российского православного университета пройдет презентация книги А. Г. Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова», изданной смоленским издательством «Маджента». Книга посвящена деду автора, протоиерею Илие Попову, Донскому священнослужителю, расстрелянному в 1937 году. В ней прослеживается жизнь шести поколений династии Донских церковно- и священнослужителей на протяжении более полутора веков.

На примере жизни и деятельности отца Илии в 1930-е годы выпукло и в то же время с множеством мельчайших исторических деталей показана история гонения властей на Церковь и борьбы прихожан за веру. Особое внимание в книге уделяется последнему периоду жизни отца Илии − 30-м годам ХХ века, а также последней церкви, где он служил, многострадальному храму во имя святых великомучеников Флора и Лавра в станице Пролетарской Ростовской области, и его прихожанам, верующим 1930-х.

Автор, Алексей Григорьевич Сухарев, ? доктор физико-математических наук, профессор. В 1971?1994 годах работал в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова. Имеет более 100 научных работ, в том числе 10 монографий и учебников, многие из которых опубликованы в различных странах мира. В 1990 году основал компанию, специализирующуюся в области информационных технологий и работающую в основном на рынке США. С 1994 года живет в США.

Данная книга ? первый опыт А.Г. Сухарева в историко-публицистическом жанре.

Предисловие написано профессором А.В. Венковым – видным историком, специалистом по истории казачества, истории Гражданской войны в России и военной истории, автором многих работ по истории и художественных произведений. Профессор Венков пишет в предисловии: «Трудно ждать объективности, когда родственник пишет о родственниках, особенно – о родственниках пострадавших, репрессированных. Трудно восстанавливать по крупицам жизнь дорогого тебе человека и сохранять при этом полную беспристрастность. Но представленная книга все же, насколько возможно, объективна.

Написана она строго по документам, без каких-либо домыслов. Базовая профессия автора –математик – наложила своеобразный отпечаток на все исследование. Только факты, факты подтвержденные, проверенные, отразившиеся в документах – вот основа книги об отце Илии Попове. А чтобы жизнь во всем ее многообразии не утонула в обилии справок, выписок, цитат, в работу включено большое количество иллюстраций. И опять же – иллюстраций не отвлеченных, а относящихся строго к рассматриваемым событиям. Уцелевшие фотографии донесли до нас одухотворенные образы людей с честными ясными глазами, с чувством достоинства, с внутренней строгостью.

И еще одно: книга имеет научное значение. Она дает нам большой и разносторонний материал о жизни и ценностях такого социального слоя, как сельские священники, а ведь именно они, наряду с сельскими учителями (даже больше и раньше учителей), формировали духовность подавляющего большинства населения нашей страны, которая до середины ХХ века фактически была крестьянской. В книге показано, как складывались священнические династии, как жили, с кем роднились, к чему стремились, показана та самая «повседневность», на которую сейчас обращает особое внимание наша отечественная историческая наука. Показана жизнь и служба священников в станицах трех округов, 1-го Донского, Ростовского и Сальского. Показано и то, как искали и определяли свой жизненный путь после революции и гражданской войны потомки разгромленных священнических династий. Таким образом, описывая жизнь семьи сельского священника, казака по происхождению, автор приподнимает завесу над рядом сложных и важных проблем нашей региональной истории, и не только региональной.»

Краткая биографическая справка И.В. Попова

Дата и место рождения

Родился 20 июля 1871 г. в станице Кочетовской Первого Донского округа Области Войска Донского.

Происхождение, семья

Казачьего происхождения; сын, внук, правнук, праправнук и прапраправнук Донских священно- и церковнослужителей; прапрадед – пономарь с 1801 г., священник с 1817 г.; прапрапрадед – священник конца XVIII ? начала XIX веков.

Мать, Мария Митрофановна, дочь урядника станицы Кочетовской Митрофана Леонова. Жена, Анна Степановна, дочь урядника станицы Баклановской Степана Казинцева. Братья: Михаил – диакон Успенской церкви хутора Веселого; Иван - выпускник Московской Духовной Академии, кандидат богословия, учитель Новочеркасского духовного училища; Николай - священник Успенской церкви станицы Владимирской; сестра Клавдия.

Учеба

Новочеркасское Духовное Училище, Донская Духовная Семинария

Служение

Псаломщик Архангельской церкви станицы Золотовской с 22/06/1892 г. до 7/08/1893 г.

Священник Одигитриевской церкви хутора Крымского станицы Кочетовской с 8/08/1893 г. до 23/01/1904 г.

Настоятель Николаевской церкви хутора Власово-Аютинского с 24/01/1904 г. до 15/09/1906 г.

Настоятель Свято?Троицкой церкви станицы Гниловской с 16/09/ 1906 г. до 6/03/1912 г.

Настоятель Свято?Серафимовской церкви станицы Гниловской с 7/03/1912 г. до 14/10/1916 г.

Священник Александро-Невской соборной церкви станицы Великокняжеской c 15/10/1916 г.

до закрытия собора в 1931 г. В 1919 г. в течение 8 месяцев служил священником при штабе генерала Мамонтова.

Священник Флоро-Лаврской церкви станицы Пролетарской после закрытия в 1931 г. собора

Александра Невского до закрытия церкви 16/12/1935 г.

После закрытия церкви совершал «нелегальные» религиозные обряды по домам верующих в станице Пролетарской до ареста в сентябре 1937 г.

Преследования и противостояние беззакониям, творимым Советской властью

Лишение избирательных прав как служителя религиозного культа – не позднее августа 1930 г.

Обложение налогом хозяйства по постановлению Пролетарского финансового отдела ? начало 1931 г.

Опись и реализация имущества в погашение долга по культналогу и самообложению и выселение из дома – весна 1931 г.

В 1936 г. организовал шествие 30−40 верующих к райисполкому «с требованием об открытии религиозного дома».

В 1936 г. на базарной площади станицы Пролетарской говорил группе граждан, что «скоро вернут нам церкви, об этом говорит проект новой конституции».

В сентябре 1937 г. говорил, что «хватит существовать советской власти безбожников», призывал «подписываться на строительство церкви» в станице Пролетарской.

Арест, осуждение, расстрел, реабилитация

Арестован 24.09.1937 г. в станице Пролетарской. Обвинение при аресте: «систематически вел контрреволюционную пораженческую агитацию, общественно полезным трудом не занимался», на момент ареста – «священник, без определенного рода занятий».

По постановлению «тройки» УНКВД по Азово-Черноморскому краю от 09.10.1937 г. «осужден к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества».

Расстрелян 14.10.1937 г. (в день великого праздника казачества Покрова Пресвятой Богородицы).

Реабилитирован заключением Прокуратуры Ростовской области от 26.06.1989 г.


Адрес: Москва, Гуманитарный корпус РПУ, переулок Чернышевского, д. 11 а (м. «Новослободская», «Достоевская»).

Время: 16.00









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru