Издательский Совет Русской Православной Церкви: Увидеть неправду в себе (проповедь в Неделю о мытаре и фарисее)

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Увидеть неправду в себе (проповедь в Неделю о мытаре и фарисее) 25.02.2013

Увидеть неправду в себе (проповедь в Неделю о мытаре и фарисее)

Неделя о мытаре и фарисее

С этого воскресного дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. Хотя до его начала еще почти месяц, в храмах уже звучат постовые молитвословия. Эти четыре недели – время духовной настройки человека. Как музыканты перед концертом настраивают свои инструменты, чтобы выступить единым коллективом, так и человек, пройдя подготовку, должен вступить в Великий пост всем своим существом – физически, интеллектуально и духовно.

В первую подготовительную неделю Церковь напоминает нам притчу Христа о мытаре и фарисее. В ней показана опасность для человека гордыни и важность смирения для его борьбы с грехом.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь», – говорит Господь и далее подчеркивает самодовольную горделивость фарисея во время молитвы: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что? приобретаю».

Христос описывает совсем иное духовное состояние стоящего в храме мытаря: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И, подводя итог, Господь указывает на мытаря словами: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18, 9–14).

Из этой притчи мы можем уяснить для себя несколько полезных вещей. Фарисей и мытарь – это не столько реальные лица, сколько образы состояния души человека: высокомерная гордость и сокрушенное смирение. Внешне праведный и уважаемый в обществе фарисей начал свою молитву, казалось бы, с хвалы Богу, но на самом деле лишь осудил тех, кто был рядом с ним, и восхвалил самого себя. Именно в этом – в горделивом высокомерии и надменности – проявилась его душевная глухота.

Казалось бы, он вел праведную жизнь: соблюдал пост, жертвовал десятину на храм, но все это было чисто внешним благочестием, а внутренне он был лишен праведности.

И тут же мы видим рядом с фарисеем мытаря – сборщика налогов в пользу римской власти. Он был нелюбим в народе, так как нередко, желая выслужиться перед властью, поступал несправедливо по отношению к своим соплеменникам. Этот человек, сознавая свое недостоинство как перед обществом, так и перед Господом, с чувством глубокого раскаяния повторяет: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». При этом он даже не смеет поднять глаза к небу, обращаясь к Богу со своей покаянной молитвой. И Господь, оценивая их молитвы и дела, ставит на первое место мытаря, а не фарисея. Этим Он показывает каждому из нас, что для Него первостепенным является не внешнее показное, но внутреннее состояние нашей души и прежде всего наше глубокое раскаяние в своих грехах.

Это возможно, как говорит преподобный Ефрем Сирин, если человек обретет зрение своих грехов, увидит, что происходит в его душе, как действует его совесть, что советуют его чувства, насколько плотские страсти и земные привязанности владеют им. Испытание своей жизни необходимо человеку, чтобы увидеть неправду в себе. В этом, в первую очередь, ему помогает смирение. Синайский подвижник преподобный Иоанн Лествичник чувство личного смирения называет царицей всех добродетелей. Оно настраивает душу человека на искреннее покаянное обращение к Богу.


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru