Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. «Нравственные поучения святителя Феофана Затворника Тамбовской пастве в 1859-1860 гг.»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.  «Нравственные поучения святителя Феофана Затворника Тамбовской пастве  в 1859-1860 гг.» 28.01.2013

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. «Нравственные поучения святителя Феофана Затворника Тамбовской пастве в 1859-1860 гг.»

Доклад, представленный на пленарном заседании
семинара «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского», состоявшегося
в рамках XXI Международных Рождественских чтений в
Издательском Совете Русской Православной Церкви 
26 января 2013 года.

В 1859 году в жизни святителя Феофана Затворника произошло важнейшее событие: он стал епископом Тамбовским и Шацким и был направлен в Тамбов, чтобы возглавить одну из самых обширных кафедр Русской Православной Церкви. В своем слове, произнесенном при наречении во епископа Тамбовского, святитель признался, что стремится к иному образу церковной деятельности: «Не скрываю, что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы на мою долю выпало такое место, где бы я свободно мог предаться занятиям по сердцу»1. Однако он принимает высокое поприще архиерейского служения, со смирением произнося: «Одно содержу в уме и сердце: буди воля Божия!»2. Тогда святитель не знал еще, что назначение в Тамбовскую епархию будет связано с его затаенным желанием. Епископом в Тамбове он был всего четыре года, после чего получил назначение на Владимирскую кафедру, но знакомство с Тамбовским краем оказалось для него судьбоносным. Через несколько лет святитель Феофан оставил новое место своего архипастырского служения и ушел на покой для того, чтобы поселиться в Вышенском монастыре Тамбовской епархии. Несколько лет спустя о нем узнал весь мир как о великом подвижнике и духовном писателе.

Тамбовский период архипастырского служения святителя Феофана Затворника стал временем, когда его проповеднический талант, обнаружившийся в прежние годы, проявился в полной мере. Об этом красноречиво свидетельствует большое число проповедей, произнесенных им в монастырях и храмах Тамбовской епархии. Рассмотрим некоторые проповеди святителя Феофана, сказанные в 1859-1860 годах, то есть тогда, когда он постепенно знакомился со своей тамбовской паствой, приобретая первый опыт святительского служения. Проповеди указанного периода различны по содержанию, однако в большинстве своём они имеют нравоучительную направленность, содержат много наставлений и поучений верующим, являются ценным источником для исследования жизни и церковной деятельности святителя Феофана и изучения истории Тамбовской епархии.

За сравнительно небольшой период времени, всего за полтора года, святитель Феофан произнес несколько десятков проповедей, которые затем были изданы отдельным сборником. Поучения произносились за богослужениями в воскресные и праздничные дни, при освящении храмов, в Великий Пост и на Пасху. Они были обращены к людям разных сословий: монашествующим, воспитанникам кадетского корпуса, горожанам, крестьянам, судьям, чиновникам. Для всех святитель Феофан находил нужные слова, в которых глубокий смысл сочетался с простотой и образностью изложения.

«Слово при вступлении на паству Тамбовскую» является его первым словом на тамбовской земле, где он изложил программу своей архипастырской деятельности, и поэтому оно заслуживает особенного внимания. В самом начале «Слова ...» говорится о том, с какой ответственностью святитель Феофан приступил к служению. Он называет это служение жертвой, которую приносит архиерей, давая обещание Богу и Святой Церкви принадлежать пастве «заботою, трудами и даже сей жизнью»3. Верующие, в свою очередь, принимают на себя важные обязательства, состоящие, прежде всего, в послушании архиерею, его «слову и делу по вере в любви»4. Так формируется «взаимный союз, основанный на взаимном самопожертвовании»5, заключенный между архиереем и его паствой, подобно тому, как Пастыреначальник Христос заключил вечный союз со Своей Церковью. «С сей минуты у нас и добро и зло общи, и это не на время только, но и на вечность»6, - говорит епископ Феофан. Далее он переходит к теме, которую считал важнейшей в своей святительской деятельности, - заботе о чистоте христианского вероучения. Архипастырь подробно излагает основы христианской веры, призывая пасомых «держаться сей старой веры» и, напротив, избегать «новин в делах веры и благочестия», а также тех, кто является распространителем подобных лжеучений - «льстецов, ищущих растлить ... под видом доброжелательства», «вообще всех, увлекающихся и увлекающих неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни»7. Проблемой середины XIX века святитель считал вольнодумство, которое в значительной степени овладело интеллигенцией и начинало проникать в простой народ. Вольнодумство было большим препятствием для нравственного воспитания народа. Архипастырь предостерегал, насколько губительными могут быть неверие в Бога, отрицание спасительных Таинств, отсутствие нравственных принципов и духовных авторитетов, какие испытания и страдания это может принести народу.

Во многих проповедях святителя Феофана встречается призыв хранить верность учению и всем «уставам и предписаниям» Святой Церкви8. В замечательной проповеди, произнесенной в Сухотинском женском монастыре, близ Тамбова, при освящении храма, он говорил насельницам об их верности Церкви и любви к обители, уподобляя ее спасительной ограде, за которой они «безопасно укрываются от всех бурь и волнений, воздвигаемых духом века, суемудрием и страстями»9. В проповеди святитель дает сестрам монастыря важные наставления касательно их духовной жизни.

Уже в начале архипастырского служения епископ Феофан обладал глубоким духовным опытом и поэтому говорил о духовной жизни просто и в то же время весьма убедительно. В недавно построенном и только что освященном храме он призывал слушателей к устроению внутреннего храма в своем сердце, потому что «нельзя останавливаться ... на одном внешнем делании, хотя и без него не может состояться и установиться ничто внутреннее»10. Начинать такое духовное строительство следует с покаяния, позволяющего «расчистить внутрь нас место сердца для здания храма духовного»11. Расчистив место для храма, приступают к возведению фундамента, который составляют «вера и твердая решимость жить по вере»12. «Только вера, - пишет святитель, - сочетаясь с решимостью, делает внутреннее здание непоколебимым, и даже недоступным для сомнений и недоумений и неудобств, противлений и скорбей»13. Затем следует возведение самого храма из камней-добродетелей, которые суть «кротость, воздержание, терпение, послушание, милость, трудолюбие и проч.». Объединяющим материалом служит благодать Божия, получаемая через Таинства Церкви, а также любовь, «без которой никакие подвиги и никакие труды не имеют цены»14. Планом для возведения храма является духовное рассуждение, кровлей - смирение, а купол с крестом - это «преданность на волю Божию, которая точно есть глава добродетелей»15. Так, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, весьма образно святитель говорил о духовном и нравственном возрастании человека.

Среди проповедей епископа Феофана есть несколько посвященных вопросам образования и воспитания подрастающего поколения. К таким проповедям относится слово, сказанное им преподавателям и воспитанникам Тамбовского кадетского корпуса, а также проповедь, произнесенная в Тамбовском Мариинском приюте. В них святитель показывает свою проницательность и хорошее знание аудитории. Главной мыслью, которой он делится со своими слушателями, является твердое убеждение, что центром образовательного и воспитательного процесса должен быть Христос. «В самом деле, чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовать сердце. Где же найти прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе»16. Приобщение учеников ко Христу должно стать главной задачей педагогов, на которых лежит огромная ответственность пред Богом и обществом за исполнение этой цели. Пока ребенок растет, за его духовное развитие отвечают взрослые. «Дети идут туда, куда их ведут, - говорит святитель, - и так идут, как их ведут ... Все лежит на вас, детоводители ... Верите ли, что потребность благочестия жива и сильна у детей, хотя не осмыслена и не введена в формы? Не заглушайте же сего ростка духовной спасительной жизни допущением или учреждением для детей такого порядка жизни и занятий, который бы отдалял их от Церкви ... Если допустите это, вы будете убивать душу прежде, чем она достигнет возраста, в котором сама может не бояться за себя и не страшиться убивающих тело»17.

Указанные слова не утратили своей актуальности по сей день и обращены в том числе к нашим современникам. Иногда родители задают вопрос, почему дети становятся строптивыми, циничными и развращенными, а все общество недоумевает, почему нравственные нормы жизни очень часто попираются? Не потому ли, что многие члены общества, и даже те, которые считают себя верующими, не всегда соблюдают христианские законы, а в системе образования, несмотря на позитивные подвижки последнего времени, по- прежнему господствуют секулярные подходы к образованию и воспитанию. Трудно рассчитывать на хороший результат, если родители и педагоги, в большинстве своем крещеные люди, не придерживаются норм христианской нравственности. Воспитание, как любое важное дело, нуждается в определенной системе и не терпит полумер. В современных же педагогических концепциях никто всерьез не ставит задачу подлинно духовного, основанного на святоотеческом наследии развития ребенка и преодоления страстей в его душе. В лучшем случае стараются избежать каких-то крайностей в процессе воспитания. Стремясь чисто механически развивать способности ребенка, порой вовсе не учитывая запросы и потребности его души, воспитатели сознательно или несознательно участвуют в формировании безнравственной эгоистической личности. Святитель Феофан Затворник предупреждал, поскольку природа человека повреждена грехом, ни в коем случае нельзя поощрять в ребенке негативные проявления. «Там, - пишет он, - где без разбора развивают все, что ни находят в человеке, вместе со сродным нам развивают и несродное, - и в естестве нашем является много паразитов, которые нередко заглушают и иссушают естественные ветви. Так, не все надобно развивать в нас; а иное развивать, а иное подавлять и искоренять»18.

Неприятие секулярного мышления нетрудно заметить и в речи святителя, обращенной к новоизбранным судьям, которым он дает традиционные христианские наставления: «Изгоните из нашей епархии дела, вопиющие на небо и размножьте дела, привлекающие Божие благословение. - Главное вот что: не обижайте и не давайте в обиду; не доводите до слез, напротив, осушайте слезы плачущих. Слезы сирых и горьких вдовиц, причиненные, - или не изсушенные по нерадению, изсушат поля наши и внесут огонь в жилища наши»19. Архипастырь призывает тамбовских судей: «Хотите ли созидать благо народа прочно, возгревайте в нем дух христианства и ничего не допускайте такого, что бы могло, хотя сколько-нибудь погашать и ослаблять его. Не говорите - не наше дело. Нет - ваше. Вы христиане, поставлены действовать в кругу христиан и во благо им, как христианам»20. Епископ Феофан побуждал ум и сердце судей понять и принять одну простую мысль: христианин должен быть христианином всюду: в храме, на службе, среди родных и знакомых.

Нравственные поучения, содержащиеся в проповедях святителя Феофана, привлекают к его наследию наших современников и делают его чрезвычайно востребованным духовным наставником и писателем. Это происходит, во-первых, потому, что в своих словах он затрагивает духовные вопросы, которые являются важными для верующих во все времена, а во-вторых, потому, что он живо и откровенно реагирует на вызовы современной ему действительности, созвучные и нашему времени. В начале XXI века разрушительное влияние секулярного мировоззрения привело к тому, что такие понятия, как нравственность, совесть, патриотизм, воспитание, некоторыми признаются устаревшими, а духовная жизнь воспринимается в лучшем случае как отвлеченное, факультативное явление. Чтобы преодолеть эти губительные тенденции в общественной жизни, необходимо принять к исполнению нравственные наставления, содержащиеся в проповедях святителя Феофана тамбовского периода. Церкви и обществу, родителям и педагогам следует сообща целенаправленно и системно заниматься духовным воспитанием подрастающего поколения, а руководителям государственных и общественных институтов стремиться к преодолению тенденции искусственного разделения общественной жизни на светскую и религиозную, осознавая свою ответственность за духовную безопасность каждого человека и всего общества.

1 Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 гг. СПб., 1861. С. 4.

2 Там же. С. 3.

3 Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 гг. СПб., 1861. С. 6.

4 Там же. С. 6.

5 Там же. С. 6.

6 Там же. С. 7.

7 Там же. С. 11-12.

8 Там же. С. 17.

9 Там же. С. 17-18.

10 Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 гг. СПб., 1861. С. 19.

11 Там же. С. 15.

12 Там же. С. 16.

13 Там же. С. 16.

14 Там же. С. 16.

15 Там же. С. 17.

16 Там же. С. 22.

17 Слова к тамбовской пастве Феофана, еп. Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 гг. СПб., 1861. С. 59-60.

18 Там же. С. 25.

19 Там же. С. 344.

20 Там же. С. 343.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru