Издательский Совет Русской Православной Церкви: О начале христианской жизни по святителю Феофану Затворнику

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О начале христианской жизни по святителю Феофану Затворнику 10.10.2012

О начале христианской жизни по святителю Феофану Затворнику

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Сердечно приветствую всех гостей и участников VI Феофановских чтений.

Чем глубже и основательнее мы изучаем духовное наследие святителя Феофана, тем больше задумываемся над вопросом: что значит святитель Феофан Затворник для нас сегодня? Конечно, святитель – это и подвижник, и богослов, толкователь Священного Писания, учитель христианской жизни и замечательный систематик православной аскетики, но прежде всего он носитель веры, человек, опытно познавший путь отречения от греха и следования за Христом. Он говорит из опыта своей жизни, и говорит о самом важном – о спасении, о смысле жизни человека, принявшего крещение. Жизнь христианина он определяет как «ревность и сила пребывать в деятельном общении с Богом, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его…»[1]. В этих словах обозначена Святителем цель земного пути человека и дан совет, как ее достичь.

Святитель Феофан в своих трудах обращался к своим современникам, и в первую очередь к светским людям его эпохи. Каждый раз, когда я беру в руки его произведения и читаю, то живо представляю его адресата. Почему? Да потому, что состояние общества того времени мало чем отличается от наших дней: тот же скептицизм, такое же критическое отношение к Церкви, та же формальность церковной жизни.

Как часто мы среди забот повседневности забываем о главной цели нашей жизни, уклоняемся от пути спасения, не считаем обязательным для себя исполнение евангельских заповедей! Святитель Феофан говорит о горьких плодах этого отступления, но при этом указывает способы выхода из гибельного для человека состояния. Какие же это способы? Самый главный состоит в обращении к Богу и готовности воли человека свободно принять благодать Божию. Без благодати не может возгореться в сердце настоящее устремление к Богу, а значит, не может начаться христианская жизнь. Для того чтобы обрести благодать Божию, человеку необходимо участие в таинствах Святой Церкви. Так, в таинстве Крещения, когда человек соединяется с Церковью, сила благодати проникает в его душу и во все его существо и, по выражению святителя Феофана, «возстановляет здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство, как в составе и отношении сил и частей, так и в главном направлении от себя к Богу, — на Богоугождение и умножение добрых дел».

Таким образом, в таинстве Крещения происходит благодатное рождение человека для Бога и Церкви. Такое рождение, как неоднократно подчеркивает святитель Феофан, не бывает и не может быть естественным: оно выше нашего естества. При этом от человека требуется готовность принять Христа в свою жизнь, быть расположенным к Богообщению, без чего Крещение не дает необходимых в дальнейшей жизни плодов и сил. Потому и Крещение младенцев воспринимается Церковью как семя жизни во Христе, которое предстоит еще взрастить и которое должно дать плод уже при достижении ими сознательного возраста. А значит, Крещение должно впоследствии сопровождаться воспитанием, и оно лежит не только на родителях по плоти, но и на крестных, и на всей церковной общине, т.е. тех людях, которые при купели давали поручительство и которые приняли крещеного в свое сообщество. Вот поэтому в древней Церкви крещение совершалось в присутствии всей общины, ибо вся община принимала крещаемого как своего и заботилась о нём.

Таинство Крещения ставит перед нами задачу христианского воспитания, необходимого для созидания основы духовного роста и являющегося важнейшей предпосылкой для начала христианской жизни.

Не останавливаясь подробно на вопросах воспитания и обучения детей основам веры, которым святитель Феофан Затворник уделяет особое внимание в своих творениях, скажем только, что он указывает три главных фактора, оказывающих влияние на духовное возрастание молодого человека. Это непрестанное, как можно более частое, обращение к Таинствам Святой Церкви, и особенно к Причащению; церковность внешних условий и обстоятельств жизни ребенка; а также желание родителей постоянно развивать в ребёнке духовно-аскетические принципы (молитва, пост, чтение Евангелия, послушание, любовь к ближним) – с тем, чтобы душа в нем стала «полной владычицей тела».

Однако, обращаясь к духовному опыту Церкви и истории человечества, нельзя не заметить, что укоренение христианских начал в человеке может быть поколеблено страстями и греховными падениями еще в ранний период развития его личности, особенно в отрочестве и юности.

Известно, что чаще всего сознательное желание жизни с Богом у человека пробуждается в более или менее зрелом возрасте. Это означает, что до обращения к Богу он уже успевает приобрести опыт греха, и ему предстоит отказаться от него. Отказ от греховных навыков производит в человеке внутреннее изменение и делает человека чадом Божиим. Путь такой внутренней перемены возможен только через участие человека в Таинстве покаяния.

Святитель Феофан такими словами описывает действие покаяния на внутренний мир человека: «Совершается мгновенно разорение в сознании всего установившегося там порядка самоугодливой греховной жизни, и раскрытие пред ним иного, лучшего, Божественного порядка, единого истинного… Весь сей порядок, действием благодати, живо печатлеется в духе человека-грешника, и, разительно представляя противоположность ему, поражает его. Под сим действием, сердце разрешается от прежних уз и стоит свободно, и потому свободно избрать новый род жизни. Это предел действия благодатного возбуждения. Оно разоряет в сознании и чувстве все прежнее — худшее, и живо представляет лишь новое — лучшее, оставляя в сем положении человека, пораженного, свободным избрать новое, или обратиться опять на старое»[2].

Таинство Покаяния в христианской жизни необходимо. Его можно сравнить с внезапным пробуждением от долгого сна. Сопровождает его перелом воли человека, который подчас может быть весьма болезненным. На пути покаяния и изменения жизни многое зависит от труда и усилий самого кающегося грешника. Святитель Феофан Затворник, пожалуй, одним из первых в отечественной патристике выстраивает целую систему такой организации и, можно сказать, мобилизации всех сил нашего внутреннего человека на покаяние и исполнение заповедей Христовых. Греховные страсти, проникшие в сердце, продолжают постоянно тревожить душу, и благодатное пробуждение или прозрение от греховного сна очень часто оказывается подавленным ими при отсутствии должной работы со стороны кающегося. Эта работа относится ко всем силам души человека: воли, чувств и ума – и проходит в несколько этапов.

Первый этап состоит в том, чтобы преодолеть в себе медлительность и отлагательство в деле покаяния. Человек должен разорвать узы плотских похотей и пожеланий, которые постоянно внушают ему, что в этом он обретает удовольствие и что такой образ жизни не только нормален, но и естественен. «Прежде всего, возьмись за тело, – пишет святитель Феофан. – Откажи ему в наслаждениях и удовольствиях… продли час бдения, умаль обычную меру пищи, приложи к трудам новый труд… Этим душа высвободится из связности веществом, станет подвижнее, легче, приимчивее для впечатлений добрых…Едва ли найдется лицо, из обычно живущих, которое не имело бы в чем отказать телу, когда на сердце западет желание спасения. А цель много значит: она совсем изменяет действия»[3].

На втором этапе происходит борьба с многозаботливостью и рассеяностью духа, которые являются немаловажными препятствиями для дела покаяния. Главное здесь – навести порядок в повседневных делах и заботах, углубиться в себя, в рассмотрение своего внутреннего состояния, что, конечно, потребует, с одной стороны, – уединения и осмысления своей жизни, а с другой – среди всех житейских и должностных занятий необходимо освободить часть времени. Больше всего для этого подходит время поста, особенно – Великого. Однако, как советует святитель, если пришла мысль о перемене жизни, нельзя откладывать ее до наступления поста: следует сразу настраиваться на духовную жизнь.

Третий этап самый сложный. Здесь кающийся сталкивается с самой глубокой и лежащей ближе всего к сердцу греховной преградой. Это самообольщение, нечувствие и беспечность, лежащие в основе того греховного сна, который овладевает человеком. Очень часто человек не чувствует совершенного им греха, а чтобы покаяться, надо увидеть свою греховность. Большое значение в деле духовного пробуждения человека имеет преодоление внутреннего ослепления, происходящего от различных обстоятельств, в основе которых лежит забвение Бога, когда центром жизни становится собственное «Я». В этой ситуации важным для человека является воспоминание о предстоящем суде перед Богом и одновременно осознание всей глубины падения.

Святитель Феофан показывает, каков должен быть порядок следования таких помышлений для того, чтобы умягчить ими нечувственное сердце кающегося. Среди них – и памятование о Боге, и память смертная, и воспоминание страданий Христовых, и осознание всей пагубности совершенных грехов.

Как говорит святитель, «когда, таким образом, будешь втеснять в сердце одно за другим сокрушающие и умягчающие чувства — то ужас и страх, то печаль и жалость, то отвращение и ненависть, — оно будет мало помалу согреваться и приходить в движение; а за ним начнет приходит в движение и напрягаться расслабленная воля. Как струи электричества сообщают телу некоторую напряженность и возбужденность, или как утренний, чистый и прохладительный воздух сообщает некоторую свежесть и подвижность: так и чувства сии, исполнив душу, возбудят уснувшую ее энергию, возродят позыв и готовность действовать для выхода из опасного своего положения. Это будут первые начатки деятельного попечения о спасении своем»[4].

Необходимо как можно тщательнее сохранять в себе устремленность к покаянию. При этом должно помнить о непрестанном преодолении сковывающей человеческую волю беспечности. Подобного рода борьба весьма непроста. Ни для кого не является секретом, что самая сложная победа – победа над самим собой. Тут мы имеем дело с коренным преображением характера и всего внутреннего устроения человеческого естества. Особая сложность состоит в том, что идет невидимая «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6.12).

Стоит помнить, что никто не сделает за самого человека первых шагов на пути обращения к Богу. Путь покаяния начинается внутри человека. Бог действием Благодати, пробуждает в сердце человека потребность очищения совести, но первый шаг на этом пути должен сделать сам человек. Это и обуславливает важность его внутреннего рассуждения с самим собой, со своей душой, приемы которого подробно описаны святителем Феофаном в его трудах. Притом должно идти по этому пути с непрестанной молитвой, ибо только от Господа мы можем получить плод нашего труда. Только в непрестанном труде и надежде на благодатную помощь Божию следует человеку проводить свою жизнь, всецело посвящая себя приближению ко Господу.

В своих трудах святитель Феофан указывает следующие признаки обретения человеком покаянного духа:

1. Состояние недовольства собой, состоянием своей погибающей души, и ее пребыванием посреди чуждого для христианина мира греха. Это, по словам святителя Феофана, выражается в укорении за совершенный им грех, неудовлетворенности земными вещами, чувстве духовного голода. Оно есть одно из самых естественных движений нашего духа, согласно словам Христа о блаженстве алчущих и жаждущих правды, которые насытятся (Мф. 5,6).

2. Благодатное возбуждение, или сокрушенное состояние духа пред Богом, пробуждение тревог совести. При таком состоянии человек видит одного только Бога, оскорбленного его грехами, а свои отношения с Ним расстроенными. Он ревнует о воле Божией и Славе Его, скорбит о том, что он постыдил себя пред Богом, но, в то же время, не думает быть отверженным от Него, а напротив, уповает на Него.

3. Кроме того, при благодатном возбуждении сердцу человека показывается другая, лучшая, совершеннейшая, отрадная жизнь. Ему как бы в малой степени дается вкусить вечного блаженства жизни в Боге. Это один из Божиих призывов, благодаря которому дух человека собирается воедино и обращается на служение Богу. Собственно, по выражению святителя Феофана, изменение духовно-нравственного облика человека совершается «в двух поворотах свободы»: сначала в движении к себе, то есть к внутреннему сосредоточению в себе, а потом в движении уже от себя, изнутри себя к Богу. В первом человек возвращает себе потерянную над собой власть, во втором – посвящает свою жизнь Богу. И это посвящение есть выражение свободы, ибо человек свободно, от всей полноты своей воли, освобождающейся от рабства греху, дает обет всегда принадлежать Единому Богу.

Следующий период жизни христианина – восхождение до решимости оставить грех и посвятить себя служению Богу. Когда внутри человека действует благодать и, соответственно, он уже становится вырванным из области зла и направляется к добру, от него требуется только: склониться желанием на христианскую жизнь, удалить препятствия внутри себя, которые мешают образованию такой решимости и, наконец, решиться. Хотя действие благодати восстанавливает человеческий дух, все же ее внушение переменить жизнь – это еще только добрый помысел. Нужно перейти к самому делу немедленно, сейчас же приступить к исправлению, а для этого сначала направить свою волю. Это совсем не так просто. Опять нужно употребить труд и старание, чтобы, ощущая действия благодати, не предаваться преждевременной радости, а внушать себе необходимость стоять твердо в том спасительном положении, в которое человек поставлен Господом.

В тот миг, когда человек уже склонился на сторону добра и готов следовать Богу, вновь возбуждается в нем грех – и часто действует с необыкновенной силой, ибо нечистые духи понимают, что человек вырвался из-под их власти и идет к Богу. Здесь человеку предстоит сильная борьба с собой, которую святитель называет «генеральной битвой с грехом». Он должен решительно действовать по отношению к своему врагу – греху. Успешно преодолев его, он обретает силы и надежду на все последующие победы над ним при его новых поползновениях.

Для победы в этой битве нужно, во-первых, всецело предать себя воле Божией, так как только в Боге душа вступающего на путь исправления христианина может найти истинную точку опоры, а, во-вторых, необходимо действовать против возбудителей греха. Это значит, что нужно избавиться от саможаления, чувственности, привязанности к земным удовольствиям, а также от человекоугодия, которые и служат коренными причинами восстающих на человека помыслов.

В этой борьбе нужно употреблять молитву и, утвердившись в молитвенном предании перед Богом и обретя через нее и участие в Таинствах благодать Его, стараться защищать свой ум и сердце от греховных помыслов и постоянно обращаться к Богу. Использовать при этом должно тоже здравое рассуждение, собеседование со своей душой, так чтобы при этом в сердце вселилось окончательное намерение оставить зло. Этот труд – самый существенный в деле перелома воли.

В деле духовного развития должно быть постоянство и нельзя отступать или останавливаться, образно выражаясь, посидеть на обочине. Диавол не дремлет, и пока сердце не утвердится в Добре (в Боге), останавливаться нельзя. Успех в духовной жизни будет тогда, когда человек обретет постоянство в борьбе с грехом и желании чистоты сердечной, а через это и постоянство в Богообщении. В таком состоянии у человека вместо пристрастия к земным вещам появляется чувство странничества на земле с единственным стремлением к небесному Отечеству – к Богу.

Когда образуется такое расположение во внутреннем мире человека, тогда все опоры греха будут подорваны. Более того – в человеке образуется новая, христианская личность, с решительным отвращением от зла и направлением к добру, а значит и совершается долгожданный перелом воли. С этой минуты начинается движение души изнутри себя к Богу, и человек переходит к такому жизненному этапу, который может быть назван восхождением до обета, то есть обещания посвятить себя Господу.

Грешник примиряется с Богом, и Он восстанавливает Свой завет с ним, ибо кающийся осознал свои грехи и раскаялся в них, а главное – дал в своей душе Богу обещание – больше не грешить. Такой обет можно дать лишь тогда, когда произойдет внутри соединение уверенности в своих силах служить Богу во все дни жизни и готовности сделать это несмотря ни на какие препятствия. Восхождением до обещания Богу завершается движение кающегося грешника ко Господу. Господь дарует ему прощение в Таинстве Покаяния и облекает Божественной силой в Таинстве Причащения, ибо истинную духовную жизнь он может получить только от Духа Божия и только в Церкви Святой, где Дух Божий обитает.

Благодать Духа начинает жить и действовать в человеке и производить жизнь по Духу. Таков венец учения святителя Феофана о начале в человеке сознательной христианской жизни. Далее человеку предстоит уже собственно аскетический подвиг, который и подводит его к высшей цели христианской жизни – деятельному, а не молитвенному только Богообщению.

Рассмотрев вкратце это спасительное учение, перейдем теперь к разговору о том, какое значение оно имеет для наших современников. Ведь сам святитель Феофан обращал свои труды не столько к монашествующим или к каким-то особым подвижникам, сколько к мирянам, людям современного ему русского общества второй половины XIX века, насквозь пропитанного секулярным духом и нигилизмом, отвергающим все Божественное.

И в наши дни учение о христианской жизни, изложенное святителем Феофаном, составляет насущную и безотлагательную потребность для человека.

Действительно, мы с печалью можем констатировать тот факт, что человек и человечество сегодня настолько далеко отошли от Бога и подпали под область тьмы, что гибель души стала обыденным явлением. Не о христианской жизни идет уже речь, а о том, чтобы человеку остаться человеком и не озвереть окончательно, более того – не принять на себя образ сатанинский. И никакие внешние воздействия на людей и внешние перемены, пусть даже и направленные ко благу, не дадут результата, если не произойдет перелома во внутреннем мире человека – того самого пробуждения от греховного сна, о котором пишет святитель Феофан Затворник. Только тогда, когда внутри человека происходят благодатные изменения, они происходят и во внешней его жизни и в жизни общества, ибо, согласно непреложному духовному закону, внешняя перемена должна быть следствием внутренней, а не наоборот. Именно тогда дело спасения души в человеке будет по-настоящему прочным. Творения святителя Феофана во всей своей полноте, во всех подробностях, сегодня служат все той же цели – освободить душу человека от греха и избавить общество от того духовного вакуума, в котором оно пребывает.

Нам представляется, что именно эта задача должна быть главной, определяющей при издании полного собрания творений святителя Феофана. Это уникальное издание является первым в нашей стране и в мире академическим изданием. Оно должно выйти в 40 томах, подготовка осуществляется с 2009 года, и ее ведет специальный Научно-редакционный совет, объединивший церковных и светских ученых России.

В настоящее время идет подготовка текстов творений к первым 12 томам издания. Эти тексты будут подготовлены с учетом всех рукописей, прижизненных изданий и публикаций творений святителя, с учетом уникального архивного материала, накопленного за период, прошедший с начала нашей работы. Особо отмечу, что около 30 процентов данного материала – это никогда не издававшиеся ранее творения святителя Феофана. В основных чертах сформирована Летопись жизни и творений святителя Феофана, составляющая сегодня около 100 авторских листов, проводится составление научного комментария и справочного аппарата к произведениям святителя. Хочу поблагодарить тех замечательных специалистов и исследователей, которую ведут всю эту огромную работу, такую нужную и важную сейчас для Церкви и для нашего общества.

Хочу пожелать всем участникам Феофановских чтений стяжать тот дух ревности по Бозе, о котором писал святитель Феофан, а также и дух ревности в изучении трудов великого святителя. Особенно хочу приветствовать сегодня представителей государственной власти России; радостно сознавать, что мы объединяем наши усилия в благих и богоугодных делах, возрождая тысячелетние духовные традиции нашего народа. Уважаемая Светлана Даниловна! Прошу принять наши поздравления с профессиональным праздником – Всемирным днем учителя, который отмечается 5 октября, а также передать поздравления с этим замечательным праздником Министру образования и науки Российской Федерации Дмитрию Викторовичу Ливанову.

В этом году Феофановские чтения проходят на новом, высоком, можно сказать, общероссийском уровне. Свои усилия в их проведении объединили Издательский Совет Русской Православной Церкви, Рязанская митрополия и Тамбовская епархия. Вслед за пленарным заседанием в Москве через несколько дней состоится секция «Богословское наследие святителя Феофана Затворника» в Свято-Успенском Вышенском монастыре Скопинской епархии, а затем секция «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника в Тамбове». С любовью приветствую и от всего сердца благодарю Митрополита Рязанского и Михайловского Павла, Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, Епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, Епископа Скопинского и Шацкого Владимира за их усилия и труды по организации Феофановских чтений.

Мир и благословение Божие да почиют на всех ваших трудах, да сохраняют вас на всех путях жизни вашей!



[1]Феофан, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Вып. 1. СПб., 1868. С. 9-10.

[2]Феофан, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Вып. 2. СПб., 1869. С. 17-18.

[3]Феофан, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Вып. 2. СПб., 1869. С. 44-45.

[4]Феофан, епископ. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Вып. 2. СПб., 1869. С. 55.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru