Издательский Совет Русской Православной Церкви: Жизнь Тамбовской провинции по проповедям святителя Феофана Затворника в 1859 и 1860 годах

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Жизнь Тамбовской провинции по проповедям святителя Феофана Затворника в 1859 и 1860 годах 10.10.2012

Жизнь Тамбовской провинции по проповедям святителя Феофана Затворника в 1859 и 1860 годах

Обширная Тамбовская епархия, простиравшаяся в XIX веке от Сарова до Борисоглебска и от Липецка до Санаксар, стала для святителя Феофана Затворника первой архиерейской кафедрой. Его служение в Тамбове продолжалось недолго. Он вступил в управление епархией 5 июля 1859 года[1] , то есть через месяц после хиротонии, состоявшейся 1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры города Санкт-Петербурга, а завершил пребывание на Тамбовской земле через 4 года – 22 июля 1863 года.

Все годы служения в епархии святитель обращал свое учительное слово к вверенным его духовному попечению жителям губернии. «Сердечными и убедительными проповедями преосвященный Феофан приобрел большую

любовь своей паствы»[2]. Особенно много проповедей он произнес в первые полтора года служения в Тамбове. В них можно найти отражение реалий жизни населения губернии, реакцию святителя на проблемы провинции и советы по их преодолению. 109 его проповедей 1859–1860 годов были изданы в 1861 году отдельной книгой под названием «Слова к Тамбовской пастве».

В первом «Слове при вступлении на паству», 5 июля 1859 года, святитель призывал: «Бегайте новин в делах веры и благочестия, и блюдитеся от этих лживых пророков, которые приходят в одеждах овчих, внутрь же суть волци хищницы, – проразумевайте ложь кроющуюся в привлекательных словах льстецов, ищущих растлить вас под видом доброжелательства»[3]. Далее он перечисляет богоборческие взгляды и лжеучения, появившиеся в это время и овладевшие умами и душами людей. Это неверие в Пресвятую Троицу, в бессмертие души и воскресение, убежденность, «что мир со всеми в нем тварями самослучайно произошел и правится сам собою», отрицание «святой Церкви как единой врачебницы», грехопадения человека, «пагубных действий духов злобы поднебесных». Антирелигиозные идеи и теории, отрицавшие существование Бога, распространились больше всего среди образованных представителей дворянства и горожан, называвших святые Таинства Православной Церкви простыми обрядами, не считавших нужным «соблюдать посты, исповедоваться, причащаться, не чтущих святых праздников и дней воскресных, или, вместо должного их чествования, предающихся неразумным увеселениям и забавам»[4].

В воскресные дни перед Великим постом и в Великий пост 1860 года святитель Феофан наставлял чад церковных, произнося поучительные проповеди. В них нередко отражается повседневная жизнь представителей разных сословий, проживавших в губернском городе во второй половине XIX века, не изменявших своим привязанностям к балам и гуляньям, суетным, бесполезным и греховным привычкам даже в великопостный период. Святитель настойчиво убеждал современников «не ходить туда, где падали ... в грех, или где разжигались на грех ... Если это театр – бросить театры, если гулянья – отказаться от них, если знакомства – прекратить их. Оставить во внешних наших отношениях только дела должностные или дела звания, и притом так завести их, чтоб исполнение их было по Богу, а не в угодность страстям. Вместо пустых бесед – беседы о духовных предметах, вместо балов и вечеров – посещение людей богобоязненных, вместо чтения журналов – чтение слова Божия и писаний отеческих»[5].

Посещая уездные города епархии в 1860 году, святитель Феофан зачастую говорил о волновавших его темах и проблемах применительно к какому-либо конкретному месту. В Троицком соборе города Моршанска, освященном 24 ноября 1857 года[6], архипастырь, обращаясь к горожанам, призывал их жить и действовать согласно учению Церкви, «не поддаваясь тем, кои имели несчастие отпасть от ней, – заблудиться и закоснеть в сем заблуждении, – тем, то есть, у которых не только не достает освятительных таинств и молитвований, но и самое исповедание веры неистово, как молокане, – и тем, у которых, хотя исповедание веры и не совсем испорчено, но которые, не приемля истинного священства, сами себя лишают святых таинств и, следовательно, благодати Божией, коей нельзя получить иначе, как через таинства, каковы раскольники. Ибо ни те, ни другие не содержат истинного образа, указанного всем нам апостолом»[7]. Упоминание о молоканах в проповеди не случайно. Тамбовская губерния была родиной молоканства, и именно в Моршанском уезде в селе Рыбное, ставшем когда-то местом проповеди основателя секты Симеона Уклеина, располагался один из центров молоканства[8]. В другой проповеди святитель ярко охарактеризовал то духовно-нравственное состояние, в котором пребывают последователи сектантских течений и отступники от правой веры: «Все таковые не дышут или не полно дышут; потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь»[9]. Следует отметить, что в это время в городе в условиях абсолютной секретности действовала секта скопцов под руководством купца Максима Кузьмича Платицына. Лишь в 1868 году секту удалось обнаружить, и после судебного разбирательства ее последователей сослали в ссылку в Сибирь[10].

В Покровском соборе города Козлова (ныне город Мичуринск), втором по величине в губернии, святитель в проповеди также призывал горожан не «уклоняться на распутия». Он говорил: «Обращаю особенно ваше внимание на собрание здравых о всем понятий, или на разъяснение для себя истин святой веры. Смотрите, как учения мирские распространяются!»[11]. Архипастыря беспокоило умственное и духовное состояние пасомых, блуждавших в меняющемся и обманчивом мире, опрометчиво надеявшихся отыскать правильный путь в системе понятий и ценностей, совершенно чуждых вере отцов и дедов – чуждых Православию. Высказанная святителем Феофаном мысль о «собрании здравых обо всем понятий» применима для любого времени. Однако возникает вопрос: в чем заключается критерий здравости этих понятий? Ответ для тех, кто разделяет христианское мировоззрение и придерживается традиционных ценностей, очевиден. Он заключается в вере, в усвоении ее основополагающих истин и в следовании этим истинам. Именно это формирует и многие другие понятия и представления человека. Святитель благовествует жителям города Козлова, как следует познавать истины веры: «Слушайте беседы, которые будут говориться здесь – в сем храме каждое воскресенье, – позаботьтесь приобретением книг, по указанию ваших пастырей... , или читайте, беседуйте, размышляйте»[12] . Последнее наставление святого архипастыря является особенно важным, ибо необходимо не просто знать истины, но и творчески осмысливать их и тем самым приобретать духовное рассуждение. Желая предостеречь жителей города Козлова от проникновения к ним, в глубинку Черноземья, разных западных антихристианских веяний и псевдорелигиозных течений, святитель говорит о том, что «Европа нас сводит с ума, но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась»[13].

В первый год пребывания на Тамбовской кафедре, судя по географии произнесения проповедей, святитель Феофан часто посещал храмы по всей епархии, ставя перед собой задачу как можно лучше узнать устроение церковной жизни и духовный уровень своей паствы. В это время он посетил такие торговые и купеческие города губернии, как Моршанск, Козлов, Липецк, Борисоглебск, Кирсанов. Имевшиеся в этих городах храмы строились, как правило, на средства богатых горожан и купцов и были величественными и красивыми своей архитектурой, просторными и великолепно украшенными, что свидетельствовало об искренней вере строителей и жертвователей, об их добром стремлении создать дом Божий особенным и неповторимым, о верности святой Церкви. Это нередко отмечал в своих поучениях управляющий епархией. Обращаясь к жителям города Козлова 7 июля 1860 года, он говорил: «Осматривая храмы ваши, я не мог не видеть так ясно на всем отпечатлеваемую вашу любовь к святой вере и Церкви, не мог не приметить и духа искреннего благочестия, одушевляющего вас»[14]. Однако иногда случалось, что благое дело возведения храма сопровождалось соперничеством и гордостью строителей, желавших, чтобы возводимый ими храм был роскошнее других. Известна история, произошедшая в городе Кирсанове, где «наиболее активными в деле храмостроительства были купцы В. Сосульников и Ф. Зотов, между которыми в этом предприятии существовало даже некоторое соперничество. Так, прихожане (Успенского) собора во главе с Зотовым ... подали в 1860 году в духовную консисторию (прошение) о расширении трапезы при соборе. В свою очередь, Сосульников со своими приближенными просил разрешить (возвести) Ильинскую церковь, построив часовню и богадельню (Успенский собор и Ильинский храм находились рядом)»[15]. Знакомясь с отчетами Тамбовской духовной консистории, святитель Феофан, естественно, прекрасно знал о существовавшем соперничестве и не раз напоминал строителям о том, что «храм устроен не для того, чтобы быть только внешним пустым свидетелем благочестия»[16]. Призывая строителей стяжать духовные ценности, он увещевал их: «В делах благочестия и в трудах Богоугодных не забывайте соразмерять со внешним и внутреннее»[17].

В поездках по епархии святитель Феофан непременно посещал и тамбовские обители. В 1859 и 1860 годах им было произнесено девять слов в тамбовских монастырях, одно – в мужской Саровской Успенской пустыни, остальные – в женских: Сухотинском Знаменском, Тамбовском Вознесенском, Лебедянском Троекуровском, Лебедянском Сезеновском, Кирсановском Тихвинском, Темниковском Рождества Богородицы. Чаще всего епископ Феофан бывал в указанных монастырях по причине освящения или закладки храма и использовал посещение для того, чтобы преподать насельникам и насельницам обителей душеполезное поучение, укрепить их архипастырским словом. Встречаются в проповедях и мысли, посвященные должному устроению монашеской жизни, существовавшим в обителях трудностям. Будучи в Троекуровской женской общине, основанной в 1857 году, святитель поставил перед насельницами такую задачу: «В настоящем вашем виде вы – община. Но это только предначинательное состояние, полумирское и полуиноческое. На этом полпути нельзя останавливаться. Надо идти далее»[18]. Через 11 лет именно так и произошло: в 1871 году община получила статус монастыря[19]. Во время посещения 3 июня 1860 года Сезеновского монастыря в связи с освящением храма в честь Рождества Христова архипастырь говорил о том, что «не в числе дело, а в силе»[20] . Сезеновский монастырь получил статус монастыря 12 июля 1853 года[21] и ко времени приезда в него архипастыря насчитывал уже несколько десятков насельниц. Епископ Феофан произнес проповедь при пострижении в рясофор нескольких послушниц, сказав: «Желательно, чтобы между вами как можно меньше было таких, которые о том только и заботятся, чтобы быть сначала приукаженными, потом рясофорными, далее монатейными»[22]. Новообразованные обители постепенно устрояли свою жизнь по строгим правилам монашеского общежития. Не все были готовы к трудностям, поэтому святитель призывал постриженных инокинь: «Храните неугасимым тот огонь ревности, с каким искали вы обители и вступили в нее»[23].Тамбовский Вознесенский женский монастырь, основанный святителем Питиримом в 1691 году, епископ Феофан посещал неоднократно. Монастырь имел статус своекоштного, то есть все насельницы в нем находились на собственном обеспечении. Они должны были содержать себя, построить дом для своего проживания или снимать часть дома у других сестер. Мирские привязанности и забота о личном имуществе некоторых насельниц иногда приводили к нестроениям в монастыре. 17 марта 1860 года, обращаясь в проповеди к Вознесенским сестрам, святитель Феофан говорил: «Оставили вы мир и все мирское за воротами монастырскими. И пусть его оно будет там ... Не вносите его внутрь ограды. Не осуечайтесь слишком заботою о нуждах, и междуделания не ставьте главным делом, не возбуждайте в голове и сердце бури спорных помыслов о рангах и преимуществах»[24]. Особая страница в биографии святителя этого периода связана с трагедией, постигшей губернию в августе-сентябре 1860 года. Сначала засуха, а затем пожары, особенно сильные в Тамбове и Борисоглебске, привели жителей губернии в отчаяние. В эти трагические дни святитель Феофан обратился к народу со словами утешения и поддержки, которые получили название «Девять слов по случаю пожаров», они вошли в сборник «Слова к Тамбовской пастве». В них содержится описание некоторых фрагментов истории этих печальных событий, осмысление постигших епархию бедствий, определение духовных причин небывалой трагедии. В первом слове, сказанном 14 августа 1860 года, святитель Феофан сравнивает положение жителей города Тамбова с положением Иова, «которого теснили одно бедствие за другим». Он передает удручающую картину постигшего горожан бедствия, отмечая, что переживающие горе люди «всё почти вынесли из домов и живут на пустырях, прибрежьях и изсохших потоках»[25]. Действительно, в эти трудные недели люди, опасаясь ночевать в домах, выносили из них все самое ценное и ночевали на улицах под открытым небом. Святитель поучает, что христианин в этих условиях должен, прежде всего, каяться. Он напоминает о беспечном отношении жителей к грозным проявлениям силы Божией: «Если б вразумились бы засухою, не пришли бы пожары. Но как во время засухи церкви у нас были пусты, а места увеселений полны, то и нужно было новое вразумление»[26]. Во втором слове, произнесенном в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском храме города Тамбова, архипастырь снова настоятельно призывает горожан начать плакать о своих грехах, что «если б мы более любили плач, чем утехи, не было бы у нас столько бедствий, если б мы не предавались безумно радостям и увеселениям пустым, то Господу не было бы нужды внешними скорбями остепенять нас»[27]. Начиная с 21 августа 1860 года количество пожаров в городе уменьшилось, и жители постепенно стали возвращаться в свои дома. Из представителей разных сословий были составлены комиссии для исследования причин пожаров и выяснения того, в чем нуждались пострадавшие. Самими жителями на каждой улице организовывались круглосуточные караулы. В четвертом слове о пожарах святитель говорит о том, что в горе всегда нужно проявлять терпение. В конце августа 1860 года произошло чудо, связанное с Тамбовской иконой Божией Матери, которая пребывала в Стефаниевском храме города Тамбова. По древнему преданию, икона была привезена в Тамбов в 1686 году святителем Тамбовским Питиримом и поставлена на вратах города с юго-западной стороны. Тамбовский образ Богородицы являлся точной копией Ильинско-Черниговской иконы, хранившейся в главном храме города Бельска. С 1778 года икона находилась в Стефаниевском храме. Ее особое почитание началось с 1820 года после чудесного исцеления калужского ' священника[28]. 28 августа 1860 года в городе Тамбове возник пожар, и Стефаниевский храм оказался в опасности, поскольку сильный ветер дул в его сторону. Когда отслужили молебен с водоосвящением и обошли храм с иконой Богородицы, ветер тотчас поменял направление и пожар вскоре прекратился. О чудесном избавлении храма в своем пятом слове о пожарах святитель сказал: «Мы видим, что Господь не до конца гневается на нас. Он выводил нас на войну, чтоб показать и нам самим и другим, как мы мужественны, и как искусны в ведении брани за спасение души»[29].Во время пожаров епископ Феофан не оставлял своим архипастырским окормлением и другие города и веси епархии. В начале сентября он посетил город Кирсанов, где в Тихвинском женском монастыре в праздник Успения Пресвятой Богородицы сгорела крыша на одном из лучших корпусов обители. Купец B.C. Сосульников начал за свой счет восстанавливать корпус. Обращаясь 4 сентября 1860 года к сестрам со словами утешения, святитель сказал, что Господь «хотел испытать, не привязаны ли вы к тленному, вещественному, житейскому»[30]. Из города Кирсанова, находящегося на востоке губернии, управляющий епархией поспешил в южные пределы – в город Борисоглебск, где непрекращающиеся сильные пожары уничтожили почти половину города. Успокаивая жителей, он призвал их воспринимать пожары как «побуждение к покаянию и исправлению жизни»[31]. В кафедральный город из поездки по епархии епископ Феофан возвратился 18 сентября 1860 года. Горожане снова находились в смятении, так как произошло еще несколько пожаров, но главное — все опасались, что засуха погубит посевы. Молитвенная поддержка тамбовского духовного кормчего была очень необходима. В своей проповеди святитель Феофан воззвал ко всем жителям города: «Падем пред Господом и будем плакать, ничего не прибавляя, кроме мытарева слова: Боже, милостив буди нам грешным!»[32] Он вдохновил горожан вместе с ним выйти на окрестные тамбовские поля с крестным ходом и стал совершать молебны о дожде, и Господь услышал сердечные молитвы святителя и его паствы. «Вечером того же дня пошел дождь, (который) продолжался долгое время»[33].Так протекали первые полтора года архипастырского служения святителя Феофана Затворника на Тамбовской земле. Они были наполнены молитвой, трудом, ревностным попечением о людях. Важнейшей стороной архипастырской деятельности святителя Феофана на Тамбовской кафедре являлось неустанное проповедание слова Божия. Святитель не щадил ни сил, ни здоровья, подтверждая слова, сказанные им в первой проповеди в Тамбове: «В час наречения, еще не ведая вас, я уже вступил в общение с вами, дав обет Богу и святой Церкви, – вам принадлежать заботою, трудами и даже сею жизнью»[34]. Этим словам святитель был верен до своей блаженной кончины. Проповеди епископа Феофана Затворника, сказанные им в годы управления Тамбовской епархией, являются необыкновенной сокровищницей духовной мудрости, не иссякающим источником вдохновения для всех жаждущих Истины. Помимо этого, они представляют собой весьма ценный и убедительный исторический источник, отражающий жизнь тамбовской провинции в середине XIX века, позволяющий понять духовно-нравственные процессы, происходившие в жизни общества.



[1] Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. С. 26-37.

[2] Там же. С. 51.

[3] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 гг. СПб, 1861. С. 11.

[4] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 гг. СПб, 1861. С. 12.

[5] Там же. С. 139-140.

[6] Моршанск Православный. Тамбов, 2010. С. 92.

[7] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861. С. 42.

[8] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 13

[9] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861. С. 199.

[10] Двухжилова И.В. История Тамбовского края с древнейших времен до сер. XIX в. Тамбов, 2009. С. 54.

11 Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861. С. 230.

[12] Там же. С. 231.

[13] Там же.

[14] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861.С.227.

[15] Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. Кирсанов Православный. Тамбов, 2012. С. 13-14

[16] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861. С. 34

[17] Там же. С.209.

[18]. Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861.С. 214.

[19] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1848. Л. 39.

[20] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861.С.224

[21] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 833

[22] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861.С.224.

[23] Там же.С.151

[24] Там же.

[25] Там же.С.238

[26] Там же. С.241

[27] Там же. С.246

[28] Тамбовские епархиальные ведомости. 2010. №3. С. 16.

[29] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861.С.259

[30] Там же. С. 270.

[31] Там же. С. 278

[32] Там же

[33] Там же. С. 283.

[34] Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. СПб, 1861. С. 6









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru