28.04.2012
Вышел в свет апрельский номер журнала "Православное книжное обозрение"
На первый взгляд разница между стихотворением Пушкина « Пророк» и его же стихотворением «Поэт» не велика. И в том и в другом случае речь идет о человеке, обладающем необычайным даром слова, в обоих стихотворениях действие происходит в пустыне. Пророк «томится духовной жаждой», поэт «тоскует в забавах мира». Пророк в итоге развязки стихотворения призван «глаголом жечь сердца людей»; поэт «звуков и смятенья полн» и тоже, надо полагать, произнесет свое огненное слово. Призвание поэта к жертве Аполлону надо воспринять как аллегорию, не считать же, в самом деле, всех поэтов язычниками. Призвание пророка в пустыне, с интеллигентной точки зрения, тоже аллегория, иначе включение такого стихотворения в программу советских средних школ было бы невозможно (а «Пророк» занимал в этой программе почетное место). Мнимое сходство стихотворений в итоге становится таким, что их начинают путать. Между тем, лирические герои этих стихотворений совершенно разные люди – они категорически НЕ сосуществуют, как волк и ягненок.
Всмотримся в лицо поэта – это хищная птица «пробудившийся орел», он действительно дик и суров. Прочь аллегории! Его ничтожество «среди детей ничтожных мира» оговорено вежливым «быть может» и то «до тех пор пока». Короче говоря, воспитание христианского поэта является нерешаемой пастырской задачей, такой же как приручение волков и лис. Нерешаемой для человека, но Богу (читаем уже в «Пророке») это возможно: “Отверзлись вещие зеницы, как у ИСПУГАННОЙ орлицы». Страх, по верному святоотеческому замечанию, способен погасить гнев. Страх же Божий творит чудеса и «волк пасется вместе с ягненком». Об одном таком чуде, подлинном поэте и подлинном христианине Николае Васильевиче Гоголе, мы предлагаем вам поразмышлять вместе с известным гоголеведом В.А.Воропаевым, беседа с которым опубликована в этом номере.
Редакция журнала "Православное книжное обозрение"