Издательский Совет Русской Православной Церкви: Роль медиаиндустрии в формировании гражданского мировоззрения

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Роль медиаиндустрии в формировании гражданского мировоззрения 11.03.2012

Роль медиаиндустрии в формировании гражданского мировоззрения

Сердечно приветствую всех участников встречи. Благодарю руководство Университета за приглашение. У нас складываются добрые взаимоотношения, и это ценно, я рад возможности пообщаться с будущими тружениками книгоиздательской отрасли и теми, кто вовлечен в процесс подготовки специалистов.

Наша встреча проходит в рамках мероприятий Дня православной книги, приуроченного к выпуску первой на Руси печатной книги диаконом Иваном Федоровым. Это была книга «Апостол», вышедшая в свет 1 марта 1564 года (по старому стилю). Выход первой печатной книги, если говорить современным языком, значимое событие в медиасфере – именно тогда были сделаны первые шаги по освоению информационных технологий, активное развитие которых мы видим в наши дни. И сегодня я хотел поделиться с вами мыслями о роли медиаиндустрии в формировании мировоззрения.

Известно, что способность человека осмысливать и передавать информацию придает ему особый статус во всем физическом мире, отличает его от прочего творения. Обладая разумной душой, человек не только испытывает чувства, он также способен отличать добро от зла; может анализировать, имеет возможность принимать решения. Только человек – разумное существо – может накапливать, обрабатывать и сохранять информацию, передавать её из поколения в поколение. Современные технологии могут помочь нам осуществлять это. Когда русские купцы пришли на Аляску, местные жители эскимосы были поражены способностью русских посредством письменности передавать информацию на расстояние, увидев в этом сверхъестественную способность.

Очевидно, что по сравнению с прежними веками развитие информационных технологий сегодня разворачивается с несравненно большей скоростью и имеет гораздо более серьезные, глубокие и глобальные последствия для общественной и частной жизни. Темп роста инновационного прогресса нашего времени поистине беспрецедентен.

Мы вступаем в новую эпоху развития общества. Информация становится одним из главных ресурсов, определяющих перспективы не только нашей страны в целом, но и каждого человека в отдельности. Информационные процессы охватывают все стороны деятельности человека, они интегрированы во все сферы нашей жизни, в том числе и духовные.

Развитие новых средств передачи информации всегда оказывало и оказывает сильное влияние на жизнь самого человека и всего общества. Пергамент и бумага, гонцы и регулярная почта, книгопечатание и периодическая пресса, телеграф, телефон, радио, телевидение, факсимильная и спутниковая связь – все это вызывало и вызывает изменение в сфере общения (коммуникации) людей. Изменения форм и содержания коммуникации сильно влияют на социум. На жизни общества довольно сильно сказываются развитие и содержание коммуникационных процессов, т.е. способов общения между людьми.

От того, какую информацию мы воспринимаем, напрямую зависит наше восприятие мира и наши поступки. Субъективные идеалы определяют интенцию (направление) развития и самореализации личности, они формируют наши жизненные ценности. В жизни человек стремится к тому, что, по его мнению, является ценным. В этом отношении ценность определяет смысл и цели жизни. Так, если у человека высшей ценностью являются деньги, то его целью жизни станет зарабатывание денег, обретение материальных благ. А если высшей ценностью будет общение с Богом, то и в жизни он будет стремиться достичь этого общения. Когда же ценностью является порок, то жизнь идет по заданному греховному вектору.

Священное Писание, передавая историю сотворения мира и человека, говорит нам о влиянии информации на сознание человека. Когда в сотворенном мире первые люди общались только друг с другом и Богом, не имели представления о том, что можно поступить вопреки божественным постановлениям, их разум был чист и светел, и они «не стыдились» друг друга (Быт. 2, 25). Всю информацию, всё необходимое они получали от сотворившего их по Своей любви Бога. Вселенская катастрофа, плоды которой мы пожинаем до сих пор, случилась тогда, когда первые люди столкнулись с ложью и дезинформацией, своеобразным логическим вирусом, паразитирующим на мышлении, с помощью которого их удалось запутать и, в конечном счете, частично разрушить их природу. Диавол обещал Еве, что они «будут как боги», а в результате наши прародители, и мы вслед за ними, стали страстными, тленными, смертными (стали страдать, болеть и умирать). После общения, короткого общения, с отцом всякой неправды, диаволом, Ева «узнала» новое, получила информацию, которой не владела ранее. Какая информация может быть от того, кто «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44)? Библия говорит, что именно после беседы с диаволом произошло изменение в сознании первых людей, мир стал ими восприниматься иначе, наряду с добрым помыслом появился греховный. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3, 6). Из повествования следует, что Ева получила от змия-диавола ложную информацию. Он не сказал о последствиях, которые произойдут после вкушения плода, не сказал, что страдание и смерть войдут в их жизнь.

Возможно, это библейское повествование представляется далеким и не имеющим отношения к нам, некой ветхой историей. Однако так кажется только на первый взгляд. В повседневной жизни в отношении вредных привычек или греховных наклонностей мы попадаем в ту же ловушку, что и прародители человечества. О достоинстве, подчас мнимом, разного рода привычек в подавляющем большинстве случаев, а может и всегда, мы узнаем не эмпирически, но со слов друзей или посредствам СМИ. Ведь до того как ребенок услышит, что «пить пиво это круто» (т.е. практически то же самое, что «будешь как бог»), ему в голову не придет такая идея. Почему школьник начинает курить? Вы встречали подростка, которому нравился бы запах табака или который из соображений заботы о здоровье решил бы начать курить? Ребенок начинает курить, потому что хочет стать взрослым. Только «информация» о том, что курят взрослые, толкает его к приобщению миру взрослых посредствам курения. Тяга чувствовать себя старше или желание не выделяться на фоне друзей рисуют в нашем сознании образ, который некогда появился в сознании Евы: «и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно». Вне контекста иллюзии некой социальной значимости курение само по себе, до приобщения к нему, не представляет какой-либо значимости. Подобным образом обстоит дело не только со спиртным и курением, но и со всеми другими пороками. Каждый может вспомнить свою жизнь: с чего начиналось приобщение к той или иной пагубной привычке? С информации о ней. Априори, до того, как мы узнали вкус, мы получили представление о грехе, который казался хорошим и вожделенным.

Сегодня для каждого человека роль СМИ возрастает, потому что только с их помощью выстраивается определенная действительность. Сама реальность может быть интерпретируема в зависимости от поставленной задачи. Происходящее в мире истолковывается и трактуется посредством СМИ. Общество всё чаще принимает мир и события именно такими, как они представлены в обзоре новостей, по отзывам экранных «специалистов» или по заметкам блоггеров.

С непрестанным развитием медиаиндустрии не только увеличивается объем информации вокруг нас, но и создаётся пространство, окружающее нас, рвущееся в нашу внутреннюю жизнь. Эта среда влияет на наши мысли, определяет наши жизненные позиции, делая установки, что хорошо и что сделать, чтобы стать богами – богами этого мира, богами жизни. Получаемые под маской истинного знания заблуждения проникают в самые глубины души, оставляя отпечаток во внутренней жизни, а иногда и направляя её в другую сторону.

В наше время поиск собственного внутреннего мира пытаются перевести в формат цифровой, выводя общение с Богом из глубин души на формальный исполнительский уровень. Так, всё чаще можно встретить людей, которые утреннее молитвенное правило сменили на пассивное прослушивание молитвословий на плеере или смотрят богослужение по телевидению, вместо того чтобы пойти в храм. Однако видеть богослужение по телевизору далеко не одно и то же, что в нём участвовать. Литургия означает «общее дело», т.е. подразумевает непосредственное участие в ней человека в соответствии со своим церковным статусом. Когда мы стоим в храме, наши мысли и чувства направлены к Богу, мы с Ним общаемся душой, и каждое слово проникает внутрь нас. Когда же смотрим или слушаем молитвословия по плееру, работает, притом отчасти, всего один орган восприятия. Можно сравнить это с рекламой сока. Видеть ее не одно и то же, что пить сок. Смотреть богослужение – не одно и то же, что в нём участвовать. В обоих случаях работает только один, максимум два органа восприятия. Замена участия в богослужении на его прослушивание или просмотр развивает у человека духовную пассивность и приводит к духовной атрофированности.

Мы нередко забываем о самых элементарных вещах, о том, как должны относиться к ближним. Мы из-за загруженности информацией теряем своего ближнего, отношение к нему становится как к обычной вещи.

Сегодня источником множества идей, мыслей, моделей поведения, побуждений к действию становятся анонимные источники: сообщения с чьих-то неизвестных номеров мобильных телефонов, сообщения на форумах и в социальных сетях людей, скрытых за так называемыми никами. Но эти анонимные идеи, мысли, слова могут оказывать весьма сильное влияние на интернет-аудиторию, провоцировать, а эта аудитория растет с каждым годом. В пространствах Интернета собираются, формируются множество сообществ. Насколько сформировано их мировоззрение? Что заставляет их нередко подменять реальную жизнь виртуальной?

Если человек привык получать готовое: развлечения – на придуманных и проведенных кем-то развлекательных мероприятиях; удовольствие – от покупок разрекламированных товаров; мысли и идеи – из чьих-то блогов, заметок и т.д. – то откуда возьмется у него способность рассуждать самому, делать осознанный выбор, наблюдать, иметь свое мнение, делать выводы? Особенно опасно это для детской аудитории: ведь усвоенное в детстве часто воспринимается как безусловная норма.

Важнейший вопрос: часто ли в Интернете, да и вообще в медиапространстве, вспоминают о добродетелях? Насколько люди, собравшиеся здесь, руководствуются чувством долга, честностью, любовью к ближнему? Не искажает ли виртуальная жизнь представление о добродетелях? Не подменяет ли она истинные ценности стремлением к развлечениям?

Приведу для вашего внимания одну притчу.

Жили два друга, и как-то они поспорили, и один, не выдержав, ударил по щеке другого. Тот, переживая обиду, но никак не отреагировав, написал на песке:

– Сегодня мой лучший друг ударил меня по щеке.

Позднее они оказались у водоема и решили искупаться. Тот, кто получил пощёчину, во время плавания стал тонуть, но друг его спас. Придя в себя, он выгравировал на камне: «Сегодня мой лучший друг меня спас». Когда это прочитал его друг, то спросил его:

– Почему, когда я тебя ударил по щеке, ты написал на песке, а когда спас, ты написал камне?

Тот ответил:

– Если кто-то обидел тебя, ты должен написать на песке, чтобы ветер и вода скорее смыли из твоей памяти. Но если кто-то сделал тебе добро, то ты должен написать это на камне, чтобы помнить всю жизнь.

Подобные вещи представляются элементарными, они должны быть в сердце каждого человека. Однако СМИ обостряет и пропагандирует противоположные христианству ценности. В результате не все могут с достаточной ясностью анализировать поступающую информацию. Должно иметь умение рассудительно относиться к получаемой информации.

Во все времена одним из ценнейших умений считалось именно умение рассуждать. Христианство считает его одной из главных добродетелей. Священное Писание говорит: «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притч. 24, 3). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал рассудительность хранительницей и управительницей всех добродетелей.

В то же время стоит отметить, что психологически незащищенных людей, не имеющих должного духовного опыта, отличает неспособность к рассуждению, а значит, иерархическая система их ценностей не сбалансирована. Как говорил Сенека, кораблю, который не знает, в какой порт он плывет, ни один ветер не будет попутным. Человек, не имеющий четкого мировоззренческого приоритета, носим любыми жизненными ветрами, податлив убеждениям, ибо путь его всегда темен. Преподобный Петр Дамаскин, наставляя духовных чад, неоднократно называл рассудительность светом, показывающим время, когда можно начать и как нужно действовать.

Взрослому разумному человеку необходимо владеть своими чувствами, уметь себя контролировать, подчиняться требованиям общественного порядка. Страсти не должны господствовать над человеком.

При всем этом в медиапространстве нам то и дело встречаются слова, служащие для обозначения страстей, и гораздо реже те, что служат для обозначения добродетелей: взаимопомощь, честность, долг, служение, самодисциплина, доброта… Нужно ли людям столь часто твердить о страстях, нередко представляя их как нечто привлекательное и необходимое для человека? Не лучше ли напоминать о добродетелях?

Давайте спросим себя честно: на какой основе должно организоваться наше общество, на чем будет созидаться его мировоззрение?

Согласно словам Господа Иисуса Христа, все живущие по Его заповедям подобны человеку, строящему дом свой на камне. Все иные уподобляются безрассудному, который построил дом свой на песке; и когда пойдет дождь, то дом, стоящий на песке, разрушится, как не имеющий прочного фундамента (Мф. 7, 24-27).

Подобно этому и любое общество, которое построено на иллюзорных мнимых ценностях падет, разложится. Общество же, мировоззрение которого основано на незыблемом фундаменте вечных и непреложных истин, не падает, но крепнет. Сила духа такой страны велика и красива.

Если мы обратимся к истории, то увидим несколько примечательных в этом отношении фактов.

Английский философ Локк понимал "гражданское общество" как общество граждан, добровольно согласившихся и способных действовать как «одно тело», т.е. умеющих договариваться между собой, несмотря на разномыслие. Принципиально важно, что гражданское мировоззрение – мировоззрение добровольного согласия, независимое от государственной регламентации.

Приведу пример из истории взаимоотношений Церкви и государства. Христианство зародилось в Римской империи, тоталитарной по своей сути. Первые христиане исполняли свой долг как граждане империи и были законопослушны, но они отказывались выполнять то, что противоречило их вере: обожествлять императора и приносить жертвы идолам. Отстаивание своих прав на иное мировоззрение, чем официальное, приводило к репрессиям.

Прекращение гонений на христиан, соборные решения самой Церкви, а не диктат правителя дали возможность Церкви занять своё место в обществе. История и современность показывают, что Церковь осуществляет огромную работу в разных сферах жизни общества: в просветительской, образовательной, благотворительной и других. Показательно, что многие тоталитарные режимы стремились Церковь вытеснить из сферы общественной жизни, запретить её деятельность, максимально ограничить в правах и возможностях. Вспомним советское время, в течение многих десятилетий коммунистическая идеология запрещала любую деятельность Церкви, кроме богослужебной, и ограничивала любое публичное проявление религиозности. Тоталитарная власть не терпела никакую иную идеологию, кроме атеистической. У них были свои ценности – земные.

Согласно словам Спасителя, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Лк, 12,34). Многие святые трудились во благо своей страны, защищали свою землю от врага, когда угрожала опасность. Кроме того, христианин всегда будет помнить о том, как в Евангелии заповедано относиться к ближним. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13; 35).

Наша страна – светская, свободная. Конечно, мы не можем рассчитывать, что медиаиндустрия будет нести в массы исключительно христианские ценности. Однако есть ценности универсальные. Например, любовь к ближнему, сострадание, созидание. Если бы в массмедиа сегодня звучал призыв к созиданию, к поиску; если бы СМИ отказались от разрушительной тональности, это был бы огромный плюс. Они формировали бы созидателей.

Сейчас все говорят о гражданском обществе, но гражданское общество не может существовать вне нравственных ценностей.

Многие наши современники считают, что Библия, созданная много веков назад, имеет значение только для верующих воцерковленных людей. Но знаете ли вы, что Библия стала основой морального, а потом и государственного закона почти всех демократических стран Запада? Конституционное правление, основанное на исполнении общеобязательного государственного закона для всех, в протестантских странах появилось по аналогии с незыблемым в нравственной сфере законом, изложенным в Библии. Обратите внимание: не произвол, не воля одного человека, а высший закон, обязательный для всех без исключения.

Можно сказать, что вся их правовая культура основана на нравственном законе.

Соответственно они подходят и к законотворчеству, и к исполнению закона. Это люди, в которых есть уважение к закону – непременное условие существования государства и гражданского общества – можно сказать, нравственная ценность граждан.

Специфика нашего образа мыслей состоит в том, что для нас эта идея преобразуется в верховенство закона совести, что, в свою очередь, придает особую роль морально-нравственным ценностям.

Теперь давайте посмотрим, какие ценности руководят нами, что преподносится нам под видом истинных ценностей в СМИ.

Приведу один показательный пример.

В Калужской епархии есть приют «Отрада», открытый при Свято-Николаевском Черноостровском монастыре в Малоярославце. При приюте есть хор – девочки прекрасно исполняют духовные и национальные песни, и их часто приглашают к участию в фестивалях, в том числе за границей. После одного из таких фестивалей местная газета опубликовала заметку с информацией о хоре с фотографией девочек. В прекрасных костюмах, с кружевными воротничками наши девочки исполняют песню, их лица на снимке одухотворенны. И на той же полосе газеты – реклама ночного клуба с соответствующей фотографией.

Другой пример, который мы можем наблюдать ежедневно в новостях. Рассказывают о военном конфликте и мирных жертвах. Сразу следом идет сюжет, в котором говорится о детской шалости – подростки закидали рулонами туалетной бумаги дом ветерана войны. Две новости, идущие в одном ряду, невольно выравниваются в нашем сознании, встают на одну планку. Ежедневное подобное восприятие событий детерминистически обуславливает снижение аналитической способности нашего разума.

В наши дни многие люди настолько сосредоточены на материальном, что забыли о духовном. Наши современники помнят о законах рыночной экономики, но с поразительным пренебрежением относятся к законам духовным. Эта духовная индифферентность дает свои «плоды»: рост преступности, разрушение семей, потери друзей, старческое одиночество.

В семье человек должен с детства учиться заботиться о близких, видеть не только свои интересы и желания, но и других людей. Сначала своих близких, потом и вообще всех, с кем встречаются в жизни. Именно в семье ребенок и учится делать свой осознанный выбор, в том числе между сиюминутным «хочу» и разумным решением, которое подойдет всем окружающим.

Центральное место в гражданском мировоззрении занимает то, что человек при любых обстоятельствах должен вести себя соответственно принятым обществе нравственным нормам.

К сожалению, наше медиапространство размывает традиционные нравственные ценности. Пропаганда разрушения и потребления провоцирует здоровых людей на разрушение собственного психологического и физического здоровья. Подражая экранным «героям времени», люди употребляют алкоголь, наркотики, курят, живут беспорядочной половой жизнью. И это не разрушение в переносном смысле, это действительное физическое, нравственное, духовное разрушение.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы медиаиндустрия предлагала больше положительных примеров, способствовала совершению добрых дел в нашей жизни, звала к созиданию, к тому, чтобы человек задумывался, находил себя, свои реальные ценности. Важно научить человека ощущать себя частью творения Божия, любить свою страну, свою семью. Необходимо, чтобы человек понимал, что его роль – не только брать, а и отдавать, создавать, быть ответственным за то, что происходит вокруг, вносить свой вклад в то, чтобы жизнь была лучше и полнее, чтобы не подменялась навязанным суррогатом.

Порой мы забываем, что можем радоваться простым и приятным вещам, которые нас окружают. Мы должны осознавать, что Бог рядом с каждым из нас, и что именно Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14,6).

Да поможет нам Господь на нашем жизненном пути.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru