Издательский Совет Русской Православной Церкви: Тут книги читают от доски до доски…

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Тут книги читают от доски до доски… 29.02.2012

Тут книги читают от доски до доски…

…Непосвященному человеку вряд ли догадаться, какие сокровища скрывает стандартная дверь одного из кабинетов Якутской духовной семинарии.

Речь, конечно, не о золоте–серебре. Сокровища здесь совсем иного рода: древние книги, редкие фотографии и документы, хранящие аромат эпохи… Артефакты истории, которые становятся все более бесценными с каждым днем, – «сердце» архивного фонда Якутской епархии.

Собирались они – из разных веков и поколений – долгие годы. Однако пребывали в условиях совсем для того неподходящих. И неизвестно, как долго бы это продолжалось, если бы нынешним летом епископ Роман не поставил задачу: епархиальный архив должен, наконец, стать настоящим архивом!

Отчеты – в огонь

…Кому-то этот фонд может показаться не столь уж большим – пока в нем 168 единиц хранения. Однако нужно учесть один нюанс: епархиальный архив-библиотека начал создаваться фактически на голом месте – после того разгрома, который он пережил в годы советской власти…

– То, чем располагала епархия до революции, было бесценно. Здесь хранилось огромное количество исторических документов, - рассказывает один из ведущих в Якутии специалистов по архивному делу, кандидат исторических наук Инна Юрганова. – Был богатейший книжный фонд: литературу заказывали целыми списками – при всех крупных храмах имелись свои библиотеки. Регулярно приходила в Якутск церковная периодика – епархия выписывала много газет и журналов. У нас сохранился, например, экземпляр дореволюционной питерской газеты «Кормчий»...

После 1917 года все это богатство очень быстро пошло, что называется, в распыл. Часть передали в Национальный архив республики, старые книги – в Национальную библиотеку, которая тогда носила имя А.Пушкина. Сколько же бесценных документов было просто сожжено или отправилось в утиль – и вовсе не установить.

Такая судьба постигла, к примеру, ежегодные отчеты якутских епископов, которые по масштабу изложенного можно, наверное, сравнить с энциклопедией епархиальной жизни.

– В дореволюционное время в духовном ведомстве существовала весьма жесткая система отчетности, – рассказывает Инна Игоревна. – Все епархиальные архиереи ежегодно составляли многостраничные отчеты, где очень подробно было расписано буквально все. О миссионерской деятельности, строительстве церквей, духовенстве, пастве... У нас есть, к примеру, экземпляр отчета за 1915 год, составленный епископом Ефимием. Он на 176 листах. Начинается с географического положения епархии, устройства и состояния епархиального управления, финансов. А затем идет полное обозрение епархии. Архиерей подробно описывал все свои поездки, как служат священники в церквях, кто из них является благочинными и за какие заслуги назначен. Рассказывает о состоянии похоронной кассы, деятельности учебных заведений, сколько в наличии церквей, часовен и молитвенных домов, в каком они виде… Отдельная глава – Спасский монастырь: сколько монахов, чем занимаются, что ему принадлежит, как эти угодья используются… Такие отчеты – сгусток информации о жизни епархии.

Впрочем, ни одного подлинника отчетов сегодня в Якутии не сохранилось – в середине прошлого века все они были уничтожены. Поэтому ныне архивисты вынуждены делать их копии там, где хранятся первые экземпляры – в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург).

– Это счастье, что отчеты писались в двух экземплярах. Первый отправлялся в Священный Синод (там и сохранились подлинники), второй оставался в Якутске. Здесь был очень большой консисторский архив, но в годы советской власти было сделано все, чтобы его уничтожить...

Судьба епископа: осталось пять листочков…

...Тем не менее, подлинников в архиве все-таки немало. Это документы 18 и 19 веков: метрические книги, грамота о закладке Вилюйской Николаевской церкви за 1795 год, рапорт по завершению строительства той же церкви и т.д.

Большой раздел архива посвящен деятельности архиереев и священнослужителей Якутской и Вилюйской епархии (так тогда называлась наша епархия). О ком-то информации много, о ком-то – почти ничего. Больше всего данных, конечно, связано с именем святителя Иннокентия (Вениаминова), без которого епархии просто не было бы. Немало ценной информации удалось найти о епископе Иакове (Домском), чьи мощи покоятся в Никольской церкви Якутска и чья канонизация сейчас готовится. А вот в «личном деле» епископа Павла – всего-то пять листочков. Все, что пока удалось найти…

– Когда погружаешься в документы, начинаешь лучше понимать время и то, что довелось пережить людям, оказавшимся на переломе истории, – говорит И.Юрганова. – К примеру, очень показательна судьба последнего дореволюционного епископа Софрония (Арефьева), который был расстрелян. Его перебрасывали с кафедру на кафедру, он переходил в обновленчество, отрекался от него, возвращался в лоно церкви и все равно его расстреляли – уже в Краснодаре.

…Вот так, по крупицам, историки и сотрудники епархии вынуждены возрождать епархиальный архив.

Кстати, импульс этому в свое время задал еще Владыка Герман, затем процесс возрождения продолжил Владыка Зосима – при нем фонд пополнился немалым количеством редких книг и документов. Сейчас и они сами тоже уже стали частью истории епархии. Ну, а ныне, стараниями Владыки Романа, начался процесс упорядочивания этого собрания древностей.

Владыка подписал Положение об архивном фонде Якутской епархии и епархиальном архиве библиотеки. Это значит, что он состоит как бы из двух частей: фонда архивных документов и фонда редких книг. Здесь сконцентрирован значительный фотофонд, как дореволюционного периода (в копиях), так и поры новейшей истории православия в Якутии.

Предполагается, что архив будет «живым», постоянно пополняемым и станет базой не только для учащихся Якутской духовной семинарии, но и исследователей, занимающихся историей епархии. Теперь мечта архивистов – создать его электронный каталог.

«Если не возьмет, то сжечь...»

…Заведующая архивом кандидат исторических наук Тамара Викторовна Захарова извлекает и осторожно разворачивает самую ценную реликвию – Библию 1776 года выпуска.

– От первого издания она отличается тем, что у нее нет титульного листа, – комментирует она. – Но посмотрите, какие гравюры!..

Гравюры с видами старых Москвы и Санкт-Петербурга, действительно, роскошны. Так же как и обложка – деревянные доски, обтянутые окаменевшей от времени кожей.

– Помните выражение: прочесть от доски до доски? – напоминает она.

Как именно и когда этот экземпляр очутился в Якутии, теперь, наверное, уже не проследить. Доподлинно известно одно: когда-то он принадлежал Казанской церкви села Иситьево Елатовской округи Тамбовской губернии. Чернильная вязь, свидетельствующая об этом с пожелтевших грубых (почти картонных) страниц, не выцвела до сих пор.

– Раньше бумага и чернила изготавливались из натуральных продуктов, поэтому сохранность у этих документов высокая, – заметила Т.Захарова. – Первая бумажная мануфактура, построенная в 1716 году, бумагу делала из тряпок. Тряпье вываривали, потом выливали массу на решетки, сушили и прокатывали через пресс. Что любопытно! Хуже всего хранятся документы начала 20 века – периода революции, гражданской войны и разрухи в стране, когда писали карандашами и зачастую на обрывках обоев…

Еще одна редкость – Толкование на Псалтирь от 1791 года. Здесь есть даже скрепная надпись, переходящая со страницу на страницу: «Кашинского Сретенского девичьего монастыря». Владельческая надпись, указывавшая кому принадлежала книга. Как она попала в Якутск?

– Раньше была такая практика. Когда в какую-то церковь попадали новые книги, то старые она отправляла в другие храмы. Возможно, именно таким образом книга и оказалась здесь, – рассказывает Тамара Викторовна. – Раньше ведь даже раскольничьи книги не сжигались. Их концентрировали в консистории, а после создания семинарской библиотеки отправляли туда, чтобы изучать. После революции богатейшее книжное собрание епархии попало в Национальную библиотеку, где хранится и поныне.

Епархия очень благодарна якутянам, которые приносят сюда свои семейные реликвии – книги и документы, оставшиеся от предков. Именно так была собрана основная часть нынешнего архивного фонда. Немалая часть его, кстати, прибыла из Олекминска, где до революции имелась самая большая (после Якутска) коллекция богослужебных и светских книг. Их выдавали прихожанам на дом.

– Мы порой даже не всегда можем назвать их, – говорит Т.Захарова. – Иногда имена дарителей не записывали. Порой люди сами отказываются афишировать это. А мы благодарны всем, кто понимает, насколько важно такое историческое наследие, и хотел бы передать его в надежные руки. Хотелось бы обратиться ко всем якутянам: если у вас есть книги, фотографии, документы, связанные с историей епархии, приносите! Мы примем все и в любом виде.

…В одной из старинных духовных книг хранительницы архива обнаружили записку – удивительный документ эпохи.

«Это книга Лиды (Харитины), и отдать ей. Если не возьмет, то сжечь» – написал кто-то на обычном листке бумаги обычной шариковой ручкой. Даты нет, но понятно, что писана она была тогда, когда держать такие вещи дома было небезопасно.

Однако тот, кому она была адресована, книгу пожалел – сохранил вопреки всему до лучших времен.

Понимая, что, возможно, в этом и состоит его личный человеческий подвиг…

Беседовала Елена Воробьева


Источник: eparhia.ya1.ru










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru