Издательский Совет Русской Православной Церкви: "Православная книга должна развивать в человеке любовь и веру " – митрополит Калужский и Боровский Климент о Патриаршей литературной премии

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

"Православная книга должна развивать в человеке любовь и веру " –  митрополит Калужский и Боровский Климент  о Патриаршей литературной премии 26.05.2011

"Православная книга должна развивать в человеке любовь и веру " – митрополит Калужский и Боровский Климент о Патриаршей литературной премии

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы о Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Почему, с какой целью была учреждена Патриаршая литературная премия?

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия должна, прежде всего, стимулировать авторскую деятельность среди православных писателей. Кроме того, как отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, эта премия призвана объединить писательское сообщество на основе христианских ценностей, поддержать тех мастеров слова, которые через свои произведения несут в жизнь общества добро.

Православное литературное общество на данный момент не имеет ни преемственной традиции, ни координационного центра, ни даже общей направленности произведений. К сожалению, сейчас православных авторов совсем немного.

Хотелось бы верить, что данная Патриаршая премия послужит действенным импульсом к росту православного литературного сообщества и явится тем стимулом для отечественных авторов, пишущих книги религиозной тематики, который будет способен не только внести новую струю в их творчество, но подвигнет на создание качественно нового пласта высокохудожественной нравственной литературы.

Патриаршая литературная премия свидетельствует о признании со стороны Церкви заслуг писателя как человека, распространяющего православные взгляды, православное мировоззрение.

Как происходит отбор претендентов?

Отбор претендентов осуществляется из общего списка кандидатов, согласно поданным заявкам и состоит из двух этапов. На первом этапе Совет экспертов, состоящий из священнослужителей, писателей, журналистов, литературоведов, литературных критиков формирует «короткий» список. В этом году он состоял из 7 авторов.

На втором этапе список передается в Палату попечителей, которая тайным голосованием выбирает лауреата Премии.

Председателем Палаты попечителей Премии является Патриарх Московский и всея Руси. В состав Палаты попечителей входят авторитетные и общеизвестные филологи, священнослужители, журналисты, общественные деятели, редакторы литературных журналов, профессора ВУЗов.

В этом году Премия будет вручается впервые. Процедура избрания и вручения премии будет проходить одним мероприятием. Имя лауреата мы узнаем на торжественной церемонии награждения, которая состоится в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Победитель будет определен тайным голосованием, и все участники церемонии будут свидетелями избрания.

Какой литературы сейчас не хватает?

Прежде всего, отмечу, что не хватает художественной высокой качественной литературы нравоучительного характера. Сегодня ощущается недостаток в интересных добрых книгах для детей. Мало развивающей литературы для подростков. Почти отсутствует назидательная литература для подрастающего поколения и для семейного чтения, где бы отсутствовала бы пошлость. Вообще скажу, мы живем в настораживающее меня время, потому что пошлость становится нормой и общество толерантно относится ко греху. Зайдите в книжный магазин, какие книги вы увидите на прилавке у входа? Уже с обложки на вас наставлен револьвер или на ней красуется обнаженное тело. Подавляющее большинство книг агрессивны по отношению к нравственности, и эта агрессивность в первую очередь направлена против молодежи.

В настоящее время ситуация такая, что изданий для молодых семей крайне мало. Также художественной и духовно-поучительной литературы не хватает.

В целом отмечу, что, несмотря на большое количество выходящей православной литературы, на церковном книжном рынке явно ощутима потребность в налаженном выпуске качественной продуманной содержательно осмысленной и главное – полезной литературы. Книга должна быть такой, чтобы её было приятно держать в руках, она должна вызывать желание обратиться к ней снова. Но, что гораздо важнее, она должна приводить к Богу, православная книга должна развивать в человеке веру и любовь.

Можно ли как-то повлиять на современную литературную ситуацию?

Приходится констатировать, что на сегодняшний день ситуация с православной литературой требует к себе большого внимания.

Выходит множество книг, но далеко не все они соответствуют православной тематике и могут быть полезными и назидательными, а порой и прямо вредят в духовном и вероучительном отношении.

Надеюсь, что Литературная премия в полной мере будет способствовать изменению данной ситуации. Авторы, имеющие стимул, способны гораздо глубже продумать свои произведения. Конкурсная основа является серьезным мотивирующим фактором. Если книга представляется на конкурс, то её содержание тщательно выверяется. Авторам есть к чему стремиться, они могут сравнить свои книги с аналогами – книгами других авторов.

Кроме того, в Издательском Совете проводятся встречи с писателями, раз в два месяца собираемся, беседуем на темы, актуальные для писательского сообщества и Церкви.

Что должно быть в настоящем литературном произведении?

Книга должна быть такой, которая помогает человеку быть лучше, переносить трудности, приобретать опыт жить с добрым сердцем.

Думаю, каждому знакома ситуация, когда в руки попадает книга, к которой, один раз её прочитав, уже не захочешь обратиться. Иные книги не удостаиваем «чести» хранить у себя на полке. Книга должна быть полезной, что-то давать человеку или чему-то научать. И чем больше она содержит полезного, тем чаще её берут, тем полезней она и ценнее. В своей жизни встречал немало людей, читающих детективы или криминальные романы, но ни одного, кто их перечитывал бы. Почему? Дело в том, что в подобной литературе имеется только сюжет, оттуда ничего нельзя почерпнуть или усвоить. Книги подобного содержания не развивают. Отмечу, что к святоотеческой литературе человек обращается вновь и вновь. Раз прочитал, кажется, усвоил, но тебе еще охота ее читать и найти что-то новое. И человек, перечитывая, действительно много нового находит для себя в такой литературе.

Полагаю, именно по критерию пользы для человека и значимости содержания книги определяется её ценность. Так, детская литература должна способствовать развитию детей и формированию их первоначального представления о мире в христианском свете, с точки зрения духовной составляющей. Книги, ориентированные на подростков, должны помогать с самоопределением в жизни. Подобная литература должна быть не только вероучительной, но и нравоучительной. Молодые люди должны учиться видеть в других личности, подобные им самим. Для каждого возраста и рода деятельности должны быть своя литература, помогающая в развитии и дающая ответы в той или иной сфере деятельности. Кроме того, во все времена остаются незыблемыми истины, открытые в Священном Писании и свяоотеческом наследии, являющиеся универсальными для всех времен, возрастов и социальных групп.

Что лучше: когда литература предлагает готовые ответы или когда заставляет задуматься?

В духовной жизни на разных этапах и различных сферах деятельности должна быть и различная литература. Когда человек только постигает азы духовной жизни, ему, конечно, необходима литература, содержащая ответы. Однако в то же самое время книга, давая ответ, должна ставить и вопрос, заставлять мыслить. Если книга содержит только вопросы, то где искать ответы? Если только ответы – как двигать вперед, как учиться мыслить? Одна из главных христианских добродетелей – рассуждение.

Книга содержит опыт веков, в ней запечатлена мудрость поколений – вот в чем ценность книги. При этом стоит обратить внимание на то, что именно книга, содержащая множество ответов более всего заставляет задуматься. В то же время, чем больше книга дает ответов, тем больше возникает вопросов. Это парадокс! Чем больше человек читает, то есть получает ответов, тем больше думает и тем чаще у него возникают вопросы.

Известно, что люди, которые по жизни не читают, не задаются и вопросами. Если обратимся к истории мировой мысли, то увидим, что самые сложные философские вопросы были поставлены людьми самыми начитанными, то есть знающими ответы.

Потому по-настоящему ценная книга должна не только давать ответы, но и ставить вопросы, заставлять задуматься. Если же в книги, кроме сюжета ничто не привлекает внимание, то никаких вопросов и не возникает. Если книга не стимулирует размышление, то какова её ценность?

Священное Писание одновременно содержит описание творения мира и человека, особенности его Богом дарованной души, описывает историю человечества от сотворения мира, даже с момента, когда мир еще не существовал. Библия подробно говорит о воплощении Сына Божия, земной жизни и страданий Христа и жизни церкви после Воскресения. Казалось бы – ответы все даны, вся история приведена. Но есть ли книга, оставляющая открытыми столько вопросов? Прекратятся ли когда-нибудь споры о Священном Писании? Нет. Эта Книга открывает для человеческого разума Непостижимого Бога, и человеческий разум всегда будет стремиться к познанию, будет для себя новое открывать, и будет ставить все новые и новые вопросы.

Это парадокс книги.


Беседовала Валентина Курицина









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru