Издательский Совет Русской Православной Церкви: Ответ Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента о причинах появления псевдоправославной литературы во время презентации книги священника Алексея Плужникова "Иллюзии духовной жизни"

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ответ Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента о причинах появления псевдоправославной литературы во время презентации книги священника Алексея Плужникова "Иллюзии духовной жизни" 15.04.2011

Ответ Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента о причинах появления псевдоправославной литературы во время презентации книги священника Алексея Плужникова "Иллюзии духовной жизни"

На презентации книги священника Алексея Плужникова "Иллюзии духовной жизни" в ходе обсуждения были заданы вопросы о причинах появления в церковных книжных лавках псевдоправославных изданий. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на эти вопросы.

Проблема псевдоправославной литературы возникла не сегодня. Она появилась в 90-ые годы, когда стало развиваться православное книгоиздательство. В советские годы Издательский Совет издавал один раз в 5–10 лет молитвослов, один раз в 10–20 лет Библию. Ежемесячно выходил Журнал Московской Патриархии. Большого опыта издательской деятельности в то время у Церкви не было, а следовательно не было и специалистов в этой области, и не было авторов, которые могли бы писать на религиозную тематику.

В 90-ые годы появилась возможность издавать, и стала печататься литература. Что печатали, кто что найдет. Много перепечатывали старых книг, делали это репринтом, низкого качества, на серой бумаге. Появились и новые книги со спорными моментами. Их стали распространять через церковную книжную сеть, т.к. светские магазины их не брали, для них было непонятно, что такое православная книга.

В 90-е годы Церковь пополнилась людьми, которые только приняли крещение. Тот период называют даже Вторым Крещением Руси. Православными стали себя называть десятки миллионов людей. В то время было рукоположено тысячи священников. Но давайте посмотрим, какое было внутреннее состояние Церкви. Среди пришедших в храм много было и образованных людей, но они не были знакомы с православным учением. Для многих пришедших в храм учителями были простые наши бабушки, которые веру сохранили, пройдя трудный период истории нашей Церкви в ХХ веке, но их вера была простой, а чаще всего имела выражение только в форме, была внешней верой. В тот период было открыто тысячи приходов, но где в эти приходы взять подготовленных священников. Приходилось рукополагать всех, кто желал служить Богу и не имел канонических препятствий. Конечно, такие священники были не в состоянии разобраться в той литературе, которая издавалась, и тем более не могли разобраться миряне, пришедшие недавно в храм. И я еще раз отмечу, что в тот период много было некачественной и вредной для души человека издано литературы. На некоторых изданиях даже стоит гриф «По благословению Преосвященного N-ской епархии», хотя никакого благословения не давалось.

Непростая ситуация остается и сейчас. В настоящее время есть епархии, в которых примерно половина священников не имеют богословского образования. И как священник сможет оценить литературу, если сам не имеет духовных знаний, не может с позиции богословия определить ценность или вредность той или иной книги? Довериться издательству? Но и там работают люди, не имеющие достаточной подготовки. Церковная система подготовки священнослужителей и специалистов в области богословия еще формируется. Это не простой процесс. После революции 1917 года вся богословская структура образования у нас в стране была разрушена. Хотя после Великой Отечественной войны было открыто несколько духовных семинарий и две академии, но этого на весь Советский Союз было не достаточно. На территории современной России в 60-е и последующие годы было только две семинарии и две академии.

В 90-е годы семинарии только стали открываться, но и здесь были проблемы. Кто туда поступал, в какой среде они выросли, какая обстановка была у них дома? Насколько глубоко была укоренена у них православная традиция? Эта проблема стоит перед Церковью и сейчас. Для большинства семей православная традиция сводится только к посещению храма, и то, несколько раз в год, а дома, на работе и все остальное время они живут как и прочий мир, в их жизни нет Христа. Из таких семей приходит много абитуриентов. А это будущие священники. Какое у них будет восприятие церковной жизни, какое будет их отношение к тем книгам, которые распространяются через церковную лавку? Боюсь, что безответственное.

Сейчас архиереи стараются решить эту проблему. Архиерейский Собор поставил вопрос о том, что все священники должны иметь как минимум семинарское образование. Мы прекрасно понимаем, что сам архиерей не может проверить все приходы, тем более все церковные лавки. Поэтому на епархиальных собраниях архиереи обращаются к духовенству: следите за изданиями, не допускайте, чтобы на приходах продавалась неканоническая литература, книги сомнительного содержания, где искажается Православие.

Но кроме образования духовенства надо заниматься образованием и мирян. Низкая духовная культура и отсутствие знаний основ Православия у тех, кто работает в храмах, то же большая для нас проблема. Паству надо научить. Не зря Святейший Патриарх и епископы на Архиерейском Соборе говорили о необходимости духовного образования мирян. Надо повышать богословский уровень прихожан. Тогда псевдоправославная литература не будет пользоваться спросом, а не будет спроса, издатели перестанут её печатать.

В этой ситуации нам в первую очередь нужны мероприятия по просвещению нашей паствы. Необходима работа с духовенством. Нам надо бы вводить пасторские семинары, на которых разбирать все эти вопросы. Нужны специальные мероприятия и для мирян, чтобы они знали основы Православия, могли бы разбираться в вопросах веры, отличать православную литературу, от псевдохристианских и оккультных книг. Мы должны просвещать наш народ. Господь прямо сказал, что надо и сотворить, и научить.

Иногда говорят, что Издательский Совет запрещает что-то издавать. Это не так. Мы не запрещаем издавать. Наша страна свободная. Мы присваиваем гриф, который свидетельствует, что книга может распространяться через церковную книжную сеть. Храм – это наш дом, наша территория, и мы ответственны за все, что здесь совершается, в том числе за то, какие книги распространяются. Сейчас мы вырабатываем механизмы, как навести порядок в нашем доме. Основное внимание мы будет уделять просвещению, т.е. будем учить людей разбираться в книгах, но и будет осуществляться контроль за выполнением решений Архиерейского Собора и Священного Синода. Мы должны научиться выполнять решения церковной власти.

Книга – дверь в будущую жизнь. Духовная книга должна приводить в Царство Божие. А если в книге лжеинформация, человек заблудится: купив книгу в свечной лавке, в православном книжном магазине, он будет относиться к ней с доверием, а там о Православии говорится с искажениями. Посмотрите на святых отцов, как они боролись за чистоту веры. Они нам дают в этом пример.

Давайте в этом направлении будем вместе работать. Еще раз хочу отметить, что по отношению к издательствам мы не репрессивный орган. Мы им помогаем, подсказываем, как правильно оформить, указываем на ошибки, которые просим устранить. Давайте будем издавать лучшее, давайте качественной делать книгу. Мы должны очистить православную книжную лавку от ложной литературы. Православная книга должна приводить человека к Богу.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru