Издательский Совет Русской Православной Церкви: Спрос на электронные книги в России: не менее 9,6 млн долларов

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Спрос на электронные книги в России: не менее 9,6 млн долларов 28.03.2011

Спрос на электронные книги в России: не менее 9,6 млн долларов

Каков рынок электронных книг в России, толком никто не знает — Nielsen у нас нет. Кто говорит, что 2 млн долларов (Сергей Анурьев, ЛитРес), кто 600-800 тыс (Олег Бартенев, АСТ). У Анурьева, пожалуй, есть данные своего ЛитРеса. Что есть у Бартенева? Объём рынка с учётом «пиратов» Бартенев оценивает в 8 млн долларов. Почему – не уточняет.

Подсчитать нижнюю границу рынка спроса, однако, можно попробовать, поскольку есть похожие на реальность оценки продаж букридеров. Smartmarketing подсчитал, что в 2010 году продано 539 тыс штук. Если принять за среднюю цену 6900 рублей, что будет заниженной оценкой, то объём продаж букридеров составил примерно 3,7 млрд руб. (около 130 млн долларов). Это деньги, которые россияне инвестировали в чтение электронных книг.

Прикинем общее количество читалок на руках: 539 тыс продано в 2010 году, 189 тыс — в 2009-м, плюс они продавались в некотором количестве и раньше. Думаю, что не сильно ошибусь, предположив, что в России их не менее 800 тыс.

Человек, который покупает читалку, очевидно, собирается читать на ней книги. Видимо, читать, много, поскольку книги можно покупать и так, но электронные или дешевле, или бесплатны, или плохо лежат. Осторожно предположим, что владельцы читалок читают по 1 книге в месяц.

Если всё так, то 800 тыс х 12 = 9,6 млн книг. Как уверяет реклама ЛитРес на пиратском сайте bookz.ru, средняя цена электронной книги — 34,99 рублей (или что-то в этом роде). Примем это среднее за 1 доллар. Итого 9,6 млн долларов.

Думаю, что это и может быть средней оценкой нижней границы спроса. Средней, поскольку, с одной стороны, ненулевое количество книг, которые читают на букридерах, аходятся в общественном достоянии. С другой стороны, электронные книги читают не только на букридерах: не на букридерах электронные книги читают в 13 раз больше народу (получается, примерно 10,6 млн человек). Правда, они покупают смартфоны и ПК не только для того, чтобы читать книги, а потому, вероятно, читают меньше. Минимум — по 1 книге в год. Это бы дало еще 10,6 млн долларов. Но, опять же, читают с экрана и Пушкина. Поэтому 9-10 млн долларов в качестве нижней границы спроса, думаю, оценка вполне достоверная и даже сильно заниженная.

Если кому-то теперь хочется покричать про «пиратов», то — ОК, кричите. Поскольку «пираты» — это симптом, а вовсе не причина неудовлетворённого спроса. По моим данным, уровень нелегального распространения электронных книг не превышает 5-20% от тиражей продаваемых бумажных книг (возможностей проверить, велик ли уровень нелегального распространения собственно электронных книг, не было). Если у кого-то есть достоверные другие данные — искренне буду рад с ними познакомиться.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru