Издательский Совет Русской Православной Церкви: В московских библиотеках появилось много новых услуг

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В московских библиотеках появилось много новых услуг 21.03.2011

В московских библиотеках появилось много новых услуг

Книги сейчас дороги, а почитать ох как хочется. Как говорил Маршак, «остается – с моста в реку иль бежать в библиотеку». Первый вариант мы рассматривать не будем. А вот куда бежать изголодавшемуся читателю, что ему могут сегодня предложить в московских библиотеках и чего им не хватает? Об этом – расследование «ВМ».

Читатель молодеет


Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова – методический центр, который помогает окружным и районным читальням, а также собирает сведения об их деятельности.

В год московские «публички» посещают 26 млн человек (учитываются также те, кто пользуется дистанционными услугами). Получается, каждый москвич в среднем раз в полгода заглядывает в храм книги (или хотя бы на его сайт). На самом деле библиотечными услугами охвачены лишь 24% горожан.

– В Москве 440 библиотек, но эта сеть неравномерна, – говорит генеральный директор Некрасовки Оксана Чувильская. – Мало читален в районах новостроек: в ЮЗАО, ЮАО, САО. Когда строится новый квартал, в планы закладываются школы, поликлиники, детсады, а вот про библиотеки обычно забывают.

Все-таки читательского спада в столице не наблюдается – в крупнейшие библиотеки каждый год записываются от 100 до 500 новых посетителей. По наблюдениям сотрудников Некрасовки, с советских времен изменилась возрастная структура аудитории. Мало стали ходить в библиотеку люди среднего возраста – им надо зарабатывать деньги, а теперь это отнимает больше сил и времени, чем лет 30 назад. Зато прибавилось студентов – университетские фонды ветшают, и если пополняются, то медленно.

Сказывается мода на раннее развитие – много стало дошкольников с вполне сформированными вкусами. Приходит такой ребенок за ручку с мамой и спорит с ней, какие книжки взять.

Живой Яндекс


У поколения Интернета свои представления о том, как должны работать библиотеки.

– Молодые воспринимают нас как живой Яндекс, – улыбаются библиотекари. – Удивляются, например, что подбор справок может занять целый день – привыкли все получать через секунду. Или сердятся, что онлайн-консультации не проводятся в выходные и ночью.

Отвыкла молодежь и сидеть в читальных залах – интересную книжку хочется читать, валяясь на диване с ноутбуком или едучи с наладонником в метро. «Почему я не могу скачать эту книгу? – недоумевает юноша, потрясая флешкой. – Она же есть у вас в компьютерном зале в полном варианте!»

По закону об авторском праве. Он запрещает предоставлять полнотекстовые электронные копии.

Бери, что дают


Много крови библиотекам попортил и Федеральный закон № 94 от 2005 г. (в просторечии – закон о госзакупках), по которому они обязаны совершать покупки на сумму свыше 100 тыс. руб. через аукционы. Раньше можно было обратиться напрямую в издательство, осмотреть товар на складе, а теперь приходится терять время (хорошая партия книг может разойтись), иметь дело с неизвестными поставщиками и соглашаться на худшие условия.

В 2008 г. типичная крупная библиотека покупала 5 тыс. наименований книг, в прошлом году – всего 3 тыс. Для двухмиллионного фонда это капля в море.

– В год фонды должны обновляться на 3–5%, в идеале – на 10%, – говорит Оксана Александровна. Закупать приходится много научной и учебной литературы – молодежь часто прибегает в библиотеку за материалами для рефератов.
Огромный спрос на словари, книги по экономике, психологии, страноведению. Радует, что при заказе художественной литературы молодые часто произносят: «В Интернете посоветовали», – все же читать по-прежнему престижно. Нельзя отказываться от бумажных версий толстых журналов – ради них приходят в библиотеку многие пенсионеры.

Цена подписки сейчас неподъемная, а без удовольствия полистать свежий «Новый мир» бывшему советскому интеллигенту и жизнь не мила.

Обход по графику

– Алло, Татьяна Васильевна? Как суставы, получше? У нас новое поступление – книга Радзинского «Железная маска и граф Сен-Жермен». Я же помню, что вы любите историческую литературу. Так когда к вам зайти?

Такие разговоры регулярно происходят в библиотеке № 134 на Волгоградском проспекте. Она работает и как обычная читальня, но при этом еще и обслуживает «внестационарно» инвалидов и неходячих пожилых людей.

Сотрудницы (а их всего две) каждую неделю обходят по графику 18 своих подопечных, выкраивая для этого время в 9-часовом рабочем дне. Никаких доплат они за это не получают и при этом еще и готовы «вербовать» новых читателей. Ходячих посетителей встречает плакат: «Если вы знаете человека, который хотел бы читать книги в нашей библиотеке, но не имеет возможности посещать ее по состоянию здоровья, сообщите нам его адрес, и библиотекарь с книгами придет к нему домой». Мало того – они не ждут, пока инвалидам захочется почитать, а сами обзванивают тех и сообщают о книжных новинках.

– Мы работаем в рамках одного-единственного 3-го микрорайона в Таганском районе, – говорит, словно извиняясь, заведующая библиотекой Татьяна Люкшинова.
Чувствуется, что была бы возможность – стали бы бегать по всему району, а то и по округу…

– «Внестационарные» читатели очень любят художественную и мемуарную литературу, мужчины – фантастику, – говорит библиотекарь Елена Глушкова. – На интересные книги записываются в очередь. «Гения места» Петра Вайля ждут уже три человека.

Инвалиды – очень аккуратные читатели. За каким-нибудь сорванцом, бывает, гоняешься по всему району, вызваниваешь родителей, чтобы вернул «зажиленный» учебник. А бабушка по квартире ползает, держась за стеночку, – но к приходу библиотекаря книжки будут сложены аккуратной стопочкой на тумбочке.

А если человек вполне себе ходячий, но забежать в библиотеку ему не позволяет график работы? «Тогда книга должна прийти к нему на работу», – решили сотрудники библиотеки № 121, что в Измайловском проезде, и взяли на себя дополнительные обязательства. Они организовали «передвижку» – обносят литературой девять подопечных организаций. В основном помогают своему брату-бюджетнику (поликлинике, центру социального обслуживания и т. д.), но не отказывают в услугах и фирмам – а что, частникам читать не надо?

– В этих организациях есть специальные комнаты или шкафы, и мы каждую неделю обновляем там набор книг, – говорит заведующая Ирина Петухова. – Работники предварительно формируют заказ. Жалко, за один раз удается захватить всего 6–8 книг. Больше девочкам нести тяжело, а машины у нас нет.








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru