Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Крупнейшие книжные издательства меняют модели бизнеса 21.03.2011

Крупнейшие книжные издательства меняют модели бизнеса

Растущая популярность электронных книг и устройств для их чтения заставляет книжную индустрию активно адаптироваться к новым условиям. Ведущие западные книжные сети развивают операции в интернете, издательства меняют свою модель бизнеса, в том числе начиная сотрудничать с непрофильными ритейлерами. Правда, угнаться за рынком удается далеко не всем.

Новая модель

1 марта одно из крупнейших в мире англоязычных книжных издательств Random House перешло на так называемую агентскую модель продаж электронных книг в США. Она заключается в том, что издательство само будет устанавливать цены на электронные книги, а ритейлеры, которые будут выступать его агентами, получат право брать комиссию в размере 30% от стоимости продукции. "Мы вносим эти изменения... чтобы вступить в новые розничные отношения",— говорится в опубликованном заявлении Random House. При этом издательство подчеркивает, что условия продажи традиционных книг остаются прежними. По словам исполнительного вице-президента Random House Стюарта Эпплбома, решение о переходе на агентскую модель было принято еще в декабре, все это время улаживались контрактные вопросы с ритейлерами (подробнее см. интервью).

Агентская модель продаж была введена американскими издательствами на волне обеспокоенности тем, что в борьбе за долю на рынке ритейлеры очень часто реализовывали электронные книги с большой скидкой. Эта модель получила широкое распространение не только в США, но и в Великобритании. Random House стало последним из шести крупнейших мировых книжных издательств, которые перешли на такую модель. Остальные — Penguin, Harper-Collins, Simon & Schuster, Macmillan и Hachette Book Group — сделали это еще в прошлом году, когда Apple выпустил iPad. Все они рассчитывают, что сотрудничество с Apple поможет значительно повысить продажи электронных книг и сможет составить серьезную конкуренцию не менее популярной платформе Kindle от Amazon. На следующий день после перехода Random House на агентскую модель и одновременно с выходом iPad 2 весь каталог электронных книг издательства, а это 17 тыс. книг, можно было приобрести на iBookStore.

Год электронной книги

Первые электронные книги появились еще в 1970-х годах, однако популярность они начали набирать в 2007 году, когда на рынке появились экраны с технологией "электронной бумаги" (технология, имитирующая обычный текст, напечатанный на бумаге). В это же время в США появилась платформа для чтения электронных книг Amazon Kindle, рыночная доля которой сейчас составляет порядка 50%. Правда, о перспективах рынка электронных книг заговорили еще десять лет назад. "Мы полагаем, что появление электронных книг окажет такое же сильное влияние на книжную индустрию, как появление мягкой обложки в 60-е годы",— говорил тогдашний президент издательства Simon & Schuster Джек Романос.

И действительно, сегодня продажи большинства издательств растут благодаря именно электронным книгам. Так, в прошлом году выручка издательства Bloomsbury от продажи электронных книг выросла в 18 раз, до $2,3 млн,— во многом благодаря американскому рынку. Рост продаж на 138% зафиксировало и Hachette Book Group, подразделение французской Lagardere Publishing. И снова большой спрос наблюдался в США: на эту страну пришлось 8% всей выручки издательства (в 2009 году приходилось 3%), тогда как на Великобританию — всего 1%. По данным Ассоциации американских издателей, которая уже девять лет отслеживает динамику рынка электронных книг, их продажи в прошлом году выросли на 164,4%, до $441,3 млн, по сравнению с годом ранее, а рыночная доля — с 3,2 до 8,32%. В Европе ситуация обстоит иначе. На европейские страны, по оценкам экспертов Futuresource Consulting, в 2010 году пришлось лишь 10% общемировых продаж электронных книг, из них на Великобританию — 2%. Как рассказала "Ъ" руководитель департамента глобального контента компании Элисон Кейзи, причина отставания состоит в том, что в Европе электронные книги и платформы для их чтения были запущены гораздо позже, чем в США. В некоторых европейских странах, к примеру, устройства стали доступными только в прошлом году (Италия и Испания).

Эксперты Forrester Research полагают, что уже в этом году продажи электронных книг в США превысят $1 млрд. А по оценкам главного аналитика компании Джеймса Маккиви, к 2015 году составят $3 млрд, "даже если не будет "электронной бумаги" и если издатели не будут экспериментировать с подпиской на книги". Элисон Кейзи из Futuresource Consulting полагает, что к 2014 году на британский рынок электронных книг будет приходиться 13% мировых продаж. Мнение экспертов разделяют и издательства. "Учитывая быстрый рост продаж устройств для чтения электронных книг... очевидно, что 2011 год станет годом электронной книги",— заявил в конце февраля гендиректор Bloomsbury Найджел Ньютон.

Популярность электронных книг объясняется не только удобством (небольшой вес, наличие целого каталога книг и простота скачивания), но и ценой. Эксперт американской консалтинговой компании Consumer Centric Consulting (в числе клиентов такие компании, как Nike, T. J. Maxx) Роберт Энтолл указывает, что стоимость бестселлера в США колеблется от $25 до $40, тогда как большинство электронных книг доступны в пределах $10. "Цена — основной фактор того, что потребители приобретают все больше электронных книг",— уверен Роберт Энтолл.

Хочешь книгу — иди в бутик

Приспособиться к новым условиям рынка удается далеко не всем. В середине января заявление о защите от кредиторов подала книжная сеть Borders, работавшая на рынке более 40 лет. Компания стала убыточной в 2007 году, а через два года руководство закрыло около 200 магазинов. В начале этого года стоимость акции Borders упала ниже $1, долги достигли $1,29 млрд. Причина банкротства — неспособность развить собственный онлайн-бизнес. Кроме того, по мнению некоторых наблюдателей, компания ошибочно делала ставку на открытие новых магазинов. "Они слишком сильно расширились. Думали: если мы откроем новый магазин, наступит рост",— полагает старший аналитик Simba Information Майкл Норрис. Borders не удалось закрепиться и в сегменте устройств для чтения электронных книг: ни одна из представленных на ее прилавках платформ (Kobo, Cruz, AnyBook и др.) не имела успеха у потребителей. Эксперты считают, что Borders не единственная жертва развивающегося рынка. "Есть стопроцентная вероятность того, что все больше и больше книжных магазинов будут закрываться",— прогнозирует Роберт Энтолл из Consumer Centric Consulting.

Впрочем, некоторые игроки достаточно успешно адаптируются к новым правилам. Издательства не только переходят на агентскую модель, но и активно сотрудничают с непрофильными магазинами, которые все чаще включают книги в свой ассортимент товаров. Яркий пример — сеть бутиков дорогой одежды и аксессуаров в Лос-Анджелесе Kitson. Большая часть выручки компании приходится не на одежду и обувь, а на книги. По оценкам владельца Фрейзера Росса, в прошлом году Kitson продала 100 тыс. книг, а это в два раза больше, чем в 2009 году. Рост таких продаж отмечают и издательства. В 2010 году продажи книг Perseus Books Group в непрофильных магазинах впервые превысили продажи в Borders. На непрофильные магазины приходится 15% всех продаж американского издательства Abrams Books, в ближайшие пару-тройку лет руководство рассчитывает довести эту долю до 25%. Успех подобного сотрудничества многие эксперты объясняют тем, что ритейлеры тщательно подходят к выбору книг и не делают скидки, чтобы повысить их продажи. Неудивительно, что сегодня на такую стратегию делают ставку почти все ведущие издательства, в том числе Random House.

А вот крупнейший в США книжный ритейлер Barnes & Noble, управляющий более чем 700 торговыми точками по стране, запустил в продажу в конце 2009 года собственное устройство для чтения электронных книг Nook. По оценкам Forrester Research, продажи Nook в прошлом году достигли 2 млн. По словам гендиректора Barnes & Noble Уильяма Линча, сейчас доля ритейлера на американском рынке электронных книг составляет 25%, а это значительно превышает долю компании в сегменте традиционных книг. "BN.com (интернет-подразделение Barnes & Noble.— "Ъ") реализует в два раза больше электронных книг, чем всех обычных книг",— утверждает господин Линч.

У нас

Динамика рынка книжных продаж в России второй год подряд остается отрицательной. По оценкам издательства "Эксмо", в 2010 году весь книжный рынок России сократился до 56,3 млрд руб. по сравнению с 62,3 млрд годом ранее. Снижение покупательской активности уже почувствовали на себе книжные сети. Так, крупнейшая в стране сеть "Топ-книга" (магазины под брендами "Книгомир", "Лас-Книгас" и др.) сократила число своих магазинов с 604 в конце 2008 года до 462 к октябрю 2010-го. Согласно финансовой отчетности компании за девять месяцев 2010 года, одной из основных проблем рынка является неразвитость традиционных сетей продаж: существующая розница вмещает меньше половины ассортимента выпускаемых книг, а слабые логистические цепочки не могут обеспечить спрос в отдаленных от Москвы регионах. Одним из выходов из положения "Топ-книга" видит увеличение доли продаж через гипермаркеты и магазины Cash & Carry, через которые можно привлечь широкий круг потребителей.

Электронными продажами "Топ-книга" пока не занимается, зато на этот рынок давно вышли два крупнейших по тиражам и оборотам российских книжных издательства — "Эксмо" и АСТ. АСТ начало с продажи аудиоспектаклей на CD в 2005 году — для этого была создана специальная дочерняя компания "Аудиокнига". В 2009 она же начала развивать и интернет-магазин Elkniga.ru. "Эксмо" в 2009 году приобрело готовый интернет-проект "Литрес", появившийся в 2005 году после объединения пяти интернет-библиотек. По данным доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Книжный рынок России-2010", "Литрес" обладает крупнейшим пакетом авторских прав на распространение в рунете русскоязычных книг — более 20 тыс. наименований. Свою долю в российских продажах электронных книг "Эксмо" оценивает примерно в 40%. По оценке финдиректора издательской группы АСТ Олега Бартенева, второй игрок на этом рынке — компания "Аймобилко" (развивает продажи электронных книг через интернет-сайт, приложение для iPhone и iPad, а также собственный ридер "Айчиталка") с долей в 15-20%, третье место с долей около 10% — у АСТ.

По данным АСТ, уровень легальных продаж электронных книг в России не превышает $600-800 тыс. в год. При этом не менее 95% закачек в рунете приходятся на пиратскую продукцию, объем которой в деньгах составляет около $7-8 млн в год. Рынок легальных электронных книг, испытывавший рост благодаря запуску новых проектов в 2008-2009 годах, начал стагнировать в 2010-м и может продемонстрировать падение уже в 2011-м, считает господин Бартенев. "При отсутствии политической воли к борьбе с пиратским распространением книг и поправок к законодательству, позволяющих эффективно привлекать к ответственности провайдеров, рынок электронных продаж станет полностью нелегальным. Это отразится и на рынке печатных книг — прежде всего черно-белых,— который может упасть на 30-40% в ближайшие три-четыре года",— резюмирует он.

Вопрос цены

Микола Головко, аналитик рынка потребительской электроники исследовательской компании Euromonitor International

Тираж газет и журналов быстро падает, а на фоне развития интернет-СМИ число зрителей сетевого телевидения уменьшается, к тому же они становятся старше. Все это вместе с ростом спроса на быстрый обмен информацией привело к распространению портативных компьютеров. Amazon со своей электронной книгой и Apple со своими мобильными интернет-устройствами утверждали, что их устройства заменят такие традиционные форматы СМИ, как, например, книги и журналы. Кажется, издательства, которые пытаются выбраться из сложившейся ситуации, осторожно лезут в вагон, где уже разместился целый оркестр цифровых СМИ.

Используя для описания Kindle и iPad такие слова, как "революционный", многие имеют в виду перспективы, которые эти устройства могут вдохнуть в книжную индустрию. Ей, кстати, это крайне необходимо. И все-таки ставит ли наступающее цифровое издательство крест на тех книгах, которые известны нам со времен, когда Гуттенберг оставил без работы переписчиков?

Когда Аллен Лейн заполнил рынок дешевыми книгами в мягкой обложке, многие думали, что дни твердой обложки сочтены. Но прошло уже 70 лет, и они до сих пор украшают книжные полки по всему миру. На классических книгах в твердых и мягких обложках, скорее всего, изменения не отразятся, ведь прочитать Достоевского так же важно, как показать интерес к Достоевскому, уделив главную полку роману "Идиот". Благодаря удобству электронного формата новинки будут набирать популярность среди читателей.

Трудности все же остаются, ведь в погоне за рыночной долей ритейлеры электронных книг заключают эксклюзивные соглашения с авторами и издательствами. В июле 2010 года Amazon подписала краткосрочное эксклюзивное соглашение с The Wylie Agency о распространении электронных книг, которое истекло в августе того же года. Соглашение касалось только 20 классических произведений. Но если бы эта тенденция получила широкое распространение и вылилась в возникновение рыночной ниши, то это серьезно повлияло бы на краткосрочные и среднесрочные перспективы рынка электронных книг.

Если ассортимент доступного контента будет ограниченным, потребители будут неохотно тратить деньги на устройства для чтения электронных книг. А тем, кто все-таки будет тратить, еще придется заполнять книгами в твердой обложке пробелы, вызванные битвой форматов среди производителей. Таким образом, маловероятно, что в ближайшие пять лет Apple, Amazon, Sony или любой другой производитель превратит бумагу в архаизм для пуристов литературного мира.

Изобретение интернета и последовавшая за ним информационная революция изменили способ подачи новостей и другой информации. Проблема в том, что темпы инноваций в технологии слишком сильно опередили темпы развития контента. Чтобы выжить, печатным СМИ надо подстроиться под мобильные устройства. Доступность печатных изданий в устройствах для чтения электронных книг и портативные компьютеры с телевидением через интернет дают СМИ возможность возродить журналистику, сделав ее более доступной и жизнеспособной в финансовом плане. Ключевым звеном в этой головоломке остается контент. Это значит, что журналистика, занимающаяся расследованиями, должна выйти на первый план и взимать плату за подписку. И в эпоху бесплатной и неограниченной информации она вполне оправданна.

Ожидая, что к 2014 году продажи ноутбуков и платформ для электронных книг в США вырастут до 44 млн и 24 млн соответственно, тираж газет и журналов в их традиционных форматах упадет. Однако ниша потребителей и читателей более старшего возраста, которые будут хранить верность бумаге, скорее всего, останется.








Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru