Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: И снова о речи и мышлении

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: И снова о речи и мышлении 25.11.2022

Митрополит Климент: И снова о речи и мышлении

Ноябрьское утро. Неподалеку несколько высших учебных заведений, поэтому от метро стайками, группами, по одному идут и идут студенты.

Вот три девушки. Улыбчивые, энергичные и прекрасные красотой юности. Одна показывает другим какую-то новую вещицу. Реакция – набор сквернословия. Да-да, это не ошибка и не опечатка. Из уст юной девушки полилась именно такая речь: предложение из нескольких слов, каждое второе из которых было нецензурным. Это так восторг выражался, положительные эмоции: вещица, показанная подругой, понравилась, похвалили ее так. Чуть позже другая девушка получила от кого-то сообщение. Вероятно, там была какая-то необычная фотография или другое изображение. Девушка показала его подругам. И снова послышались нецензурные слова, которые, если ориентироваться на интонацию, выражали удивление. Дальнейший разговор шел на разные темы, девушки перескакивали с одного на другое, непринужденно болтая. Но каждая фраза включала в себя нецензурные слова. Уже не состояла только из них, но непременно включала…
Я был бы рад сказать, что ситуация эта – преувеличение, сгущение красок. Увы, нет. Именно так все и было. Именно так девушки и общались во весь голос и не видели в этом ничего особенного.
Я далек от мысли говорить, что все молодые люди сейчас такие или что таких большинство. Разные есть. И те, кто вовсе не произносит нецензурные слова, и те, кто их употребляет, но редко, и те, кто то и дело вставляют их в свою речь. При этом проблема очевидна: сквернословие слишком прочно вошло в нашу жизнь.
Ситуации разные бывают. Простой работяга уронил на палец молоток и от боли был отнюдь не склонен контролировать свою речь. Или человек в горе, в страданиях, в сильнейшем напряжении, не следя за своим языком, не очень себя контролируя, произносит что-то непечатное. Безусловно, всем нам хотелось бы в идеале от сквернословия отказаться. Но все же в названных мной ситуациях мы отнеслись бы к нему без восторга и одобрения, но с пониманием, что человеку тяжело, больно, что он себя не контролирует.
В нашем же примере у девушек обычное утро, где они чем-то любуются, чему-то удивляются, что-то обсуждают. Не идет речь ни о физической сильной боли, ни о тяжелых переживаниях. Нецензурная лексика просто вошла в их повседневность. Перестала восприниматься как что-то недозволенное нормами общества. Девушки не понижали голос, употребляя такие слова, как будто «матом разговаривать» – это нормально, естественно, соответствует всем правилам поведения в обществе. То, что идущие неподалеку по тому же пути люди разного возраста вовсе не обязаны слушать разговоры с активным использованием нецензурной лексики, девушкам, если судить по их поведению, и в голову не приходило. Или окружающие их вообще не интересовали, ни в какой мере. И это в большом городе, где жизнь превратится в кошмар, если люди забудут о том, что есть не только они сами, их интересы и желания, но и множество других людей вокруг.
Напомню еще, что девушки – студентки, наша будущая интеллигенция. Люди, получающие высшее образование, в стенах вуза слушающие лекции высокообразованных специалистов своего дела. Высшее учебное заведение не только готовит специалиста, профессионала какого-то дела, оно еще и формирует у человека уровень культуры, в том числе речевой, этику и эстетику взглядов, поведения. Безусловно, не формирует с нуля: в высшие учебные заведения приходят люди взрослые, хотя и довольно юные. Но в значительной мере именно в стенах учебного заведения складывается интеллектуал, интеллигент, образованный человек с достойным уровнем культуры поведения.
Не к этому ли должны стремиться сами студенты? И что же происходит, если студентки, желая получить высшее образование, на речевом уровне ведут себя хуже, чем оставшиеся неграмотными простые работяги, зарабатывающие на жизнь тяжелым, однообразным физическим трудом? Даже не конкретно с этими девушками что происходит, а с обществом? Что стало с нами со всеми, если совсем юные девушки, получающие высшее образование, относятся к сквернословию как к норме?
Сквернословие – это не только скверные слова. Слово и мысль, речь и мышление связаны. Это давно известно. На языке у нас примерно то, что и в уме. Невозможно «матом разговаривать» и при этом сохранять чистоту, высоту мысли.
Современный человек не хочет задумываться о том, что стоит за словом, которое он произносит или пишет. Смысл слов стирается. Они становятся чем-то вроде междометий. Или мышление беднеет все больше? И вместо глубины мысли и чувства, требующих владения языком, точных, емких, образных выражений, только внешние впечатления, выражаемые небольшим набором нецензурных слов и выражений? «Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28; 29) – это было сказано в далекой древности мудрыми людьми. А как же всем известные слова Спасителя: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12; 36-37)? Разве найдутся такие, кто этого никогда не слышал?
Повторю: не у всех так. Но задуматься надо всем. Потому что в этом загрязнении речи и мысли нужно срочно останавливаться, нужно ему противостоять. Человек не должен становиться все примитивнее и примитивнее, он не должен становиться существом, которому для выражения всех впечатлений, чувств или мыслей хватает полутора десятков нецензурных слов.
Не такими мы созданы Господом и не для этого. Как не вспомнить тут предостережение апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4; 29).
«Доставляло благодать слушающим…» Современный человек может назвать эти слова архаизмами, устаревшими и «вываленными в пыли» фразами. Современный человек в большинстве своем не верит в Бога. Но, интуитивно чувствуя существование надмирной силы, разума, склонен к разного рода суевериям. «Суеверие» вера всуе. Не в Того, в Кого надо. А мат как раз из тех самых низших сфер, из коих выходят враги Божии. Это они «питаются» энергией зла, низменности и т. п.
На эту тему написано немало и древними отцами, и современными. Но глубоко задумываются над этим единицы, вооруженные «увеличительным стеклом» церковных знаний. «Язык – небольшой член, но много делает… Язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3; 5-6).
А не могло ли так быть, что подобная «культура речи» специально внедрялась некими господами, как раз отлично знающих, чем они занимаются и каков будет результат? Опримитивить мышление, всеять цинизм, низменность, навязать пошлые вкусы и потребности. Превратить молодых в космополитов, не идентифицирующих себя с какой-либо культурой, в том числе и языковой. Ввести в моду «чайлдфри», тату и пирсинг и прочее пустоголовье. Вот слова преподобного Никона Оптинского: «Господь научит кроткия путем Своим (Пс. 24; 9). Так сказано в псалме. Человека только Бог научает путям Своим». А путям, ведущим к деградации, научают… Догадайтесь сами кто?..

«Вечерняя Москва»










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru