Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Неуважение к чужому труду

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Неуважение к чужому труду 13.09.2022

Митрополит Климент: Неуважение к чужому труду

Начну с одного разговора, его я услышал недавно. Мальчик, примерно ученик третьего–четвертого класса, шел рядом с мамой и увлеченно ей рассказывал, что на уроке они смотрели мультфильм. Он ему понравился, и мальчик делился с мамой впечатлениями.

Довольно скоро женщина прервала его словами: «Училке лень работать было — вот она вам мультик и включила». Именно такими словами: «училке», «лень работать». Мальчик решил уточнить: «Это на уроке музыки было». Мама тоже «уточнила»: «Училке музыки было лень работать — она вам мультик и включила». Чего хотела добиться женщина такой реакцией, такими словами? Неуважения к учителю? Пренебрежительного отношения к ее труду? Слова в ее устах звучали так буднично, привычно, как будто внушить сыну такое отношение к учителям — одна из важных задач для нее, над которой она «трудится» регулярно, на постоянной основе.

Премудрый царь Соломон говорит: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» (Притч. 3; 13-15). Премудрый царь знания и мудрость ставит гораздо выше земных благ. Не секрет, что без знаний богатство может причинить немало вреда. Во все времена учительский труд пользовался уважением, а родители подчеркивали и укрепляли авторитет преподавателя в глазах детей. Безусловно, бывали какие-то ошибки и у педагогов, возникали спорные ситуации. И их решали, обсуждали, что-то — взрослые между собой, что-то — вместе с детьми. Но такого намеренного принижения личности учителя, его труда, как порой бывает в наши дни, не было никогда.

Создается впечатление, что немалая часть взрослых людей разучились думать. Может ли к хорошим последствиям привести неуважение к педагогам, которое родитель внушает ребенку? Будет ли мальчик слушать то, что говорит ему человек, к которому родители внушают относиться с пренебрежением? А если не будет слушать, как же учитель сможет его научить? Есть и еще важный момент. Замечено, что роль дисциплины в воспитании детей обычно выше в тех странах, землях, где жизнь опаснее. Это вовсе не случайно. В случае опасности (например, землетрясения) ребенок должен сразу четко следовать предписаниям взрослых. Счет может идти на секунды. Спорить, уговаривать и убеждать некогда.

Ребенок мгновенно должен послушаться старшего и более опытного родственника, воспитателя, учителя — в этом его спасение. И потому так важна роль дисциплины. А теперь соотнесем это с описываемой нами ситуацией. Если ученика учат пренебрежительно относиться к труду учителя, к его личности, будет ли у учителя в глазах ученика авторитет? А если нет авторитета и к учителю можно относиться неуважительно, будет ли дисциплина? Если ученик не будет слушать учителя, как учитель сможет помочь детям в ситуации возможной опасности? А в чрезвычайных ситуациях дисциплина всегда играет огромную роль. Может не быть времени объяснять и убеждать. Да и поверит ли объяснениям ребенок, которому долго внушали, что «училке лень работать»? От четкости, слаженности может зависеть многое. Но как это обеспечить тому, кого мама называет «училкой», о ком постоянно плохо говорит?

Начальная школа — это возраст, когда авторитет учителя для ребенка огромен. Перед ним человек, который столько знает (с детской точки зрения), этот человек научил его очень многому, дал базовые учебные знания, умения, навыки из начальной школы. Этот авторитет — для ребенка аксиома. Обычно это именно так. И в этом возрасте сознательно и постоянно разрушать этот авторитет, принижая образ учителя, признак ограниченности родителей и незнания элементарных возрастных психологических особенностей возраста.

Если мыслить глубинно, то такие «посевы», всеянные родителями в раннем детстве в собственных детей, в будущем дадут обильные всходы и принесут плоды, которые придется пожинать самим же «сеятелям». Тогда не надо удивляться, почему дети, вырастая, начинают относиться к своим родителям с неуважением и пренебрежением, когда наступает их старость, и не хотят о них заботиться. Корень проблем в воспитании.

Я вспоминаю, у нас в доме весел папин ремень, только упоминание о нем нас дисциплинировало. Нет, я никого не призываю к этим методам, но согласитесь, в зрелом возрасте это все вспоминают с юмором и благодарностью. «Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно», — это слова уважаемого старца отца Иоанна Крестьянкина.

Особенно поражает, что человек присваивает право свысока судить другого, выносить такой быстрый «приговор». Слова «училка», «лень работать» … Но думала ли эта женщина о том, что мультфильм мог быть обучающим? Что он мог быть иллюстрацией к изучаемой теме? А если это урок музыки, это мог быть музыкальный мультфильм, или, к примеру, музыку к мультфильму написал композитор, у которого юбилей. Или в такой игровой форме детям хотели приоткрыть дверь в удивительный мир классической музыки, богатой копилке человеческих талантов? Мультфильмы и фильмы можно смотреть по-разному.

Да, бывают ситуации, когда пришедший на замену учитель ставит любой фильм или мультик и говорит: «Смотрите и занимайтесь своими делами, а я своими займусь». Безусловно, не лучший вариант. Но если в процессе просмотра фильма дети с учителем вместе ищут элементы народной или литературной сказки, записывают, комментируют, обсуждают, ситуация уже совсем другая. Есть и фильмы, и мультфильмы, способные помочь лучше усвоить материал на уроке музыки. И это вовсе не лень заставляет учителя смотреть их вместе с детьми.

Этот пример еще показывает, как часто мы забываем, что другой человек, кем бы он ни был по профессии, остается при этом человеком. А человек может почувствовать недомогание, у него могут обостриться какие-то заболевания. И учитель такой же человек. И у него может подняться давление, сильно заболеть голова или еще что-то. Даже если лекарства с собой, что делать известно, нужно время, чтобы они подействовали. И тот же мультфильм может быть способом занять детей, если учитель сейчас не в состоянии проводить урок. Здоровье может подвести любого человека, и это может произойти неожиданно. Как важно помнить слова Христа: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7;2). Почему забывается эта простая истина? Разве нам самим приятно чужое непонимание или осуждение?

А как часто люди бывают несправедливы к врачам. Медицина сегодня может многое. Но, к сожалению, не любая болезнь излечима. Особенно если есть хронические заболевания, а возраст уже преклонный. Порой врачи очень стараются помочь и спасти, но земная жизнь человека заканчивается, и врачей обвиняют во всем, хотя их вины нет. В любой профессии есть недобросовестные люди. Все порой совершают ошибки, но все это не должно быть причиной относиться к представителям каких-то профессий с пренебрежением и с отсутствием уважения даже на словах.

Тем более это те профессии, которые всегда пользовались уважением, труд, который просто необходим людям. Архимандрит Иоанн Крестьянкин такой дает совет: «Приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее будет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением». Действительно, хочется о ком-то что-то сказать, лучше прочитать про себя короткую молитву, и на душе будут иные мысли, она обретет покой. Если мы начинаем любое дело с тайной молитвы, то результат может превзойти многие ожидания в хорошем смысле, ибо чадолюбивый Господь даст нам гораздо больше, чем мы просим.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru