|
||||
|
26.07.2022
Владимир Крупин. Трусливые мужчиныТакое, может быть, резковатое название я специально выбрал, чтобы привлечь внимание именно мужчин.Особенно тех, кому пора жениться. А жениться надо обязательно. Для женитьбы хватит понимания, что ты не вечно на земле и надо оставить память о себе. А кто лучше сохранит память? Дети, внуки, кто же еще. И вообще никак невозможно понять: как это отказываться от главного счастья мужчины – идти по жизни рядом с любимым человеком, любящим тебя, помогающим переносить труды и горести земного бытия? Господь создал «всякой твари по паре» и Адаму сказал: «Не годится человеку быть без жены», – и Еву в жены Адаму из ребра его сотворил. Тяжело переносить одиночество. Но нынешние мужчины приспособились и не жениться, и одинокими не быть. Придумали, завидуя «цивилизованному Западу», варианты сожительства с женским полом. Получается то ли семья, то ли непонятно что – «по шведскому образцу», соединение пары для совместного проживания. Без венчания, без регистрации? Оказывается, для проверки чувств. «Может, мы не подходим друг другу – надо проверить». Пожили и разбежались, и никто никому не должен. А вот это вообще дикость – «гражданский брак». Вроде не шведский, вроде гражданский, но какой это брак? Тут трусость мужчины несомненна. Ничем жене не обязан, не должен – ему и так хорошо. А ухаживал! А обещал! Как поется в песне: «А я верила все и, как роза, цвела, потому что любила его». И что получилось? Теперь тоскливо. Конечно, нет уверенности в будущем, но другого ей не предлагают. «Виновата сама, виновата во всем, что себя не смогла удержать…» Да разве можно было верить? Пушкина надо читать: «Лишь только утолим сердечный град мгновенным обладаньем, уж, охладев, скучаем и томимся». Но это вариант из жизни девушек невоцерковленных. Воцерковленные на добрачные связи не пойдут ни за что! Вот кого надо любить! Считать поиск партнера биохимическими процессами в организме, соглашаться с тем, что любовь приравнивается к болезни? Сказавшие это совершенно не понимают отличие страсти от любви. Страсть – да, она тяжкий краткосрочный недуг. Любовь – это радость на всю жизнь. Говорю, прожив в супружестве 56 (прописью – пятьдесят шесть) лет. Вообще дожили до предела. Я еще вот о чем: пришли в ЗАГС – значит, любят друг друга, но «на всякий случай» подписывают «брачное обязательство», или договор, в котором оговариваются условия разделения имущества в случае развода. То есть подумайте: они только сошлись и уже – какие предусмотрительные – не исключают варианта развода. И это безобразие идет прежде всего от мужчин. Да и дамы тут хороши – подстраховываются! То есть не очень-то верят в верность избранника. Однако в любом случае будем помнить, что Россию спасают именно женщины. Так со времени Жен-мироносиц ведется. От Креста Голгофского даже ученики убежали, женщины остались. Не в пример мужчинам, они преданнее престолу Небесному. Вспомним и Святейшего патриарха Тихона: «Нас спасают белые платочки». А еще в предании сохранилось, когда он, сравнивая нас и католиков, заметил: «У них – папство, у нас – бабство». Нет, совсем не хочу обидеть мужчин, но факт. «Нынешние мужики совсем бесчувственные, – в сердцах сказала мне знакомая. – Знаете, как я их зову – “Здравствуй, дерево”». Печально: неужели мы дожили до исчезновения вековечной мудрости «С кем венчаться, с тем кончаться»? А дивные русские сказки о любви: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день»? Нынешним девушкам, особенно городским, очень трудно найти жениха, дождаться его. По Карамзину, где же девушка могла увидеть своего суженого – только в Церкви. Церковные праздники, службы, гуляния на Рождество, Святки, Пасху, особенно в Троицын день. Хороводы, игры, пение, в которых отроки, отроковицы, юноши, девушки видели друг друга, невольно присматривались, общались. Сейчас школа, вуз, в которых и на занятиях, и на переменах утыкаются в айфоны. Когда тут на девушек смотреть. А девушкам очень хочется супружеского счастья, деточек, радостей семейной жизни, которых ничто не заменит. Да и родители просят внуков. Великое утешение на старости лет. И величайшие наши бабушки, передающие внукам правила жизненного поведения. Замечал я, как молодеют и радуются внукам начинающие бабушки и дедушки. А уж что говорить о затаенной красоте женщин, ожидающих ребенка. Желание материнства, продления рода вложено в наших женщин Господом. Оно на уровне инстинкта. Помню, видел трогательную сцену игры девочек лет пяти-шести. Две из них устроили стирку в маленьких игрушечных тазиках разных тряпочек и кукольных платьишек. Еще одна расстилала постирушки на траве и жаловалась: «Моя-то красотулечка чего учудила: убежала без спросу, да в лужу и шлепнулась. Теперь вот стирай. А порошок-то пойди купи». – «Да разве только порошок, – отвечали ей, – гречки не стало». Четвертая ходила и убаюкивала куколку и сердито сказала подружкам: «Тише вы! У меня ребенок никак не уснет». И кукла-то была рукодельная – кукла Маша, а не какая-то силиконовая Барби, которой требуются дорогие наряды для гольфа, для верховой езды, для встреч с Джоном... Уж эта Барби вытянет денежки на свои прихоти. Замечали ль вы, что часто на службу в храм и на Причастие девочки идут с любимыми куклами. Пройдет всего лет двадцать, и они поведут на службу своих дочек. А те пойдут со своими куколками. Такая у девочек игрушка от века. Да, всего труднее устроить семейную жизнь девушкам скромным, чистым душой. Им неизвестно «искусство страсти нежной», не умеют притворяться, хитрить, завлекать, отвечать на заигрывания. Они честны и готовы любить, быть верными. Но их надо уметь увидеть. А юноши, приходится сказать, слепы. Каждый приход дорог своим прихожанам, но я уверен, что наш, в Брюсовском переулке, не превзойден по числу молодых девушек, необычайно красивых, сердечных. Верующие в Бога, они к Нему прибегают за помощью, читают Акафист преподобному Спиридону Тримифунтскому, который помогает в устройстве семейной жизни. И что-то я не видел за чтением Акафиста юношей. А почему? Я давно в этом приходе, многих знаю и очень надеюсь на то, что судьбы замечательных кандидаток в невесты изменятся к счастливому исходу. Ну, где вы, дорогие Иваны-царевичи, принцы, витязи? Ведь ждут же, ждут вас изумительной красоты, душевной, наши прихожанки. Да и не принцев ждут, не банкиров – нормальных мужчин. Ах, посмотрели бы вы на наших красавиц! Прямо пишу и вижу их: вот – Алла, Аня, Таня, Инна, Ксения, София, Александра, Мария, Екатерина… Одна другой краше. Все молитвенницы, все старательные. Что еще нужно? Квартиру? Так и это, если будет любовь, будет. Пусть не сразу. Конечно, в семейной жизни и страданий будет много, переживаний, мучений. Как иначе: вы любите, вы счастливы с любимой, но это-то самое досадное врагу нашего спасения. Обязательно будет ссорить, стараться разлучить. Особенно сатана легко справляется с теми девицами и юношами, которые женятся и выходят замуж по расчету. Такой брак обязательно обречен на распад – толку от него ноль. Что с того, что вся в золоте? Именно оно-то может утянуть на дно несчастную душу. «С милым рай и в шалаше» – вот эта пословица, наверное, к сожалению, отработала свое. Хочется комфорта. Но я отлично помню послевоенные времена – бедность, представить которую нынешним молодым невозможно. Но почему же все, вышедшие из коммуналок, из квартир на пять-шесть семей с одной общей кухней, вспоминают эти времена с радостью? Да потому, что царили любовь, взаимовыручка, делились последним. И холодно было и голодно, но какие же счастливые были семьи. Разводов почти не было. И бедность не мешала счастью. Не в комфорте дело. В странах Ближнего и Среднего Востока уровень жизни в два-три раза ниже нашего, а рожают раз в пять больше. Страдалица Россия! Все в мире против тебя. И почему против нас так много государств? Да потому, что они интуитивно чувствуют, что утратили самое главное – Христа. И злобствуют на нас за то, что мы Его сохранили. И непрерывны от них нападения именно на основу жизни – на любовь, на семью, на детей. Что такое ювенальная юстиция? Это – позор для государства. Что такое ЕГЭ? Это – выращивание куцего сознания. Что такое валентинки? Это – убогое профанированное высокого чувства. Почему мы все-таки сохранились? Потому что интуитивно слушались голоса сердца. Этот голос особенно у причащающихся девушек безошибочно распознает того, кто обращает на них внимание. Да, милые кандидаты в мужья, вернемся к вопросу о женитьбе! Бережете вы свою свободу, но, как поется в песне: «Сбережете не ее, а одиночество свое...» О, эти невыносимые трусливые, желчные одинокие мужчины за пятьдесят, которые уже никогда и ни за что не женятся! Кто сопьется, кто язву наживет, кто во всем изверится... Так и жизнь пройдет. И похоронить будет некому. Однажды на Старом Арбате услышал бряканье гитары и две строчки песни: «А кто же эта девушка и где она живет, а, может, она курит, а, может, она пьет?» Дальше не запомнил, торопился. А строчки привязались. И я досочинил сам: Но все же я осмелился, и к ней я подошел, И в ней подругу верную, надежную нашел. И вот мы с этой девушкой десяток лет живем, и оба мы не курим, и оба мы не пьем. Я, парни, вам советую решительнее быть, И к девушкам знакомиться смелее подходить. И с ними вы наладите семейный ваш уют – Не все же они курят, не все же они пьют. Вроде смешно, а правда. Но в православной церкви даже и речи нет о вредных привычках. Девушки свободны от них. А какой они устроили Пасхальный концерт. Как пели! Какие платья-сарафаны на них. Заслушаешься, залюбуешься. А как они звонили в пасхальные колокола. Слышали звон проходящие мужчины, да проходили мимо. Жалею девушек, пишу о них, даже чувствую себя сватом. Но разве это плохо – помочь юноше найти пару, а невесте суженого? Смело заявляю: наши прихожанки подарят счастье тем, кто решается не на трусливое сожительство, а на полноценное начало супружества: с фатой, с исповедью и Причастием перед венчанием. Только так. Приходите в храм! Послесловие от автора. Эта статья была размещена на сайте нашего храма, и неожиданно для меня вызвала горячее обсуждение. Кто одобрял, кто (мужчины) возмущался. Поэтому и предлагаю ее для дальнейшей публикации в любых российских СМИ, так как понял, что вопросы затронуты общезначимые. По сути дела – речь идет о будущем России. Источник Владимир Крупин – лауреат Патриаршей литературной премии 2011 года |
|