Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О неумейках или о труде и отдыхе

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О неумейках или о труде и отдыхе 22.07.2022

Митрополит Климент: О неумейках или о труде и отдыхе

Лето. Пора отдыха, отпусков и школьных и студенческих каникул. Отдохнуть – об этом мечтают взрослые и дети. Но очевидно, что и отдых бывает разным.
Да и должен ли отдых быть сплошным ничегонеделанием? Отношение к труду еще недавно было другим. Человек по мере взросления включался в общий семейный труд. Подрастающие дети выполняли поручения взрослых, имели обязанности по дому, трудились на участке.
Сейчас же детей слишком часто ограждают от любой работы по хозяйству. Говорят, что учеба отнимает слишком много сил и времени, а она и есть самое главное в жизни подростков. Летом же ребятам нужно по-настоящему отдохнуть и т. д.
Некоторые взрослые вспоминают, как когда-то в детстве у них было слишком много домашних обязанностей или как они слишком много времени проводили в трудах на большом бабушкином огороде, и при этом отмечают, что у них обо всем этом остались не очень радостные воспоминания, и что своим детям они хотят предоставить просто отдых.
Хотелось бы возразить. Человек не создан для праздности. Когда он с детства знаком с трудом, у него вырабатываются нужные умения, навыки, черты характера, уверенность. Все это существенно помогает при вступлении во взрослую жизнь, ибо он уже многое умеет. Собственно, так оно и было на протяжении многих веков. Если же родители или бабушки и дедушки считают, что в детстве труд отнимал у них слишком много времени, кто же мешает построить жизнь так, чтобы нынешние маленькие и юные трудились по дому или участку меньше, но все-таки трудились? В истории нашей страны было немало периодов, когда большой огород буквально позволял семье выжить, обеспечивал натуральными продуктами. Нет ничего удивительного, что вся семья работала на нем: без труда урожая не будет. Были семьи, в которых взрослым приходилось много работать, поэтому домашние дела доставались подросшим детям. Если в семье сейчас ситуация лучше, безусловно, можно позволить привлекать к труду детей меньше, но вот делать все только для них и за них, не приучая детей к работе, я никому не советую.
Порой взрослые думают, что, если сейчас они проявляют заботу, доброту, берут на себя весь повседневный довольно рутинный труд, то дети это запомнят, оценят и сами будут со временем добры, заботливы, готовы трудиться, когда понадобится. Но еще древние заметили: чтобы вырастить ребенка добрым, нужно не только быть добрым по отношению к нему, но и ему самому давать возможность с ранних лет проявлять доброту. Это относится и ко всем другим положительным качествам. Да и более того – те самые древние советуют не оставлять детей без воспитания. Навык труда дается через научение, а конечный результат, – «спасешь душу его от преисподней» (Притч. 23; 13-14).
А вот если ребенку все только дают, а от него никаких усилий не предполагается, то и результат может оказаться совсем не таким, как рассчитывали родители. Во всем необходима мудрая «золотая середина». Более старшая аудитория помнит, как 50-60 и даже 40 лет назад быть «неумехой» или «маменькиным сыночком» означало быть постоянным объектом насмешек. А сейчас взгляд на вещи стал несколько иным.
Вспоминаю одну недавнюю историю. Юноша был старшеклассником. Рос он в обеспеченной семье, была просторная квартира, а у родителей доход. Семья имела домработницу, хорошее питание, интересные путешествия. Ребенок учился в частной школе, ходил на кружки и секции по интересам. Бытовыми вопросами подросток не был обременен, все это делалось как-то «само собой», без его участия. Он учился, гулял, отдыхал, занимался тем, что ему интересно. В июне он с родителями ездил отдыхать на море, а потом к дедушке с бабушкой. Обширный дом в селе, в очень красивом месте на берегу реки. Юноша любил рыбалку, мог часами просиживать на берегу.
Бабушка и дедушка хотя были пенсионного возраста, но проводили активный образ жизни: дедушка еще работал, бабушка занималась хозяйством, сад был ухожен, на огороде были разные посадки, держали дюжину кур. Внук привык, что и пирожки с ягодами каждый день, и сырники из домашнего творога, и супы из свежих овощей с зеленью, и рыбу, которую он ловил, бабушка готовила так, что пальчики оближешь. Бабушка с дедушкой без дела не сидели, а внука берегли: «Пусть отдохнет, а то учится весь год». Вставал юноша во сколько хотел. Завтрак, обед, ужин – все по расписанию. Бабушка заботилась, чтобы и между основными приемами пищи всегда было что-то из вкусного. Внук ходил на рыбалку, проводил время со сверстниками. Никаких усилий.
Однажды бабушка почувствовала себя плохо. Ноги стали ватными, сердце сильно стучало. От обычных лекарств лучше не становилось. Ее увезли в больницу в ближайший город, а дома некому стало печь пироги и готовить разносолы. Дедушка метался между работой, самыми срочными делами по хозяйству и больницей. Готовить он успевал только по ночам, и делал это очень просто, но внук привык к разнообразию. Испачканная одежда перестала «сама превращаться» в чистую и отглаженную. На четвертый день юноша стал отсылать родителям эсэмэски, чтобы его забрали.
Он вернулся к родителям, где готовила, гладила, ходила за продуктами и убиралась домработница, где была современнейшая стиральная машина. Юноша даже не подумал, что надо бы помочь деду, и взять на себя часть домашней работы, поддержать расстроенного болезнью бабушку. Он просто почувствовал, что стало не так хорошо и удобно – и уехал. Он не был сознательно злым, у него не было мысли «раз перестали хорошо кормить и стирать – уеду от вас». Он просто привык, что ему обеспечивают комфорт, для него все делают. Комфорта стало меньше – надо вернуться домой.
Еще на память приходит одна жизненная ситуация. Пожилая супружеская пара, уйдя на пенсию, решила свой хороший благоустроенный дом с огородом и садом в пригороде отдать семье дочери, а себе купили маленький домик в тихой деревеньке. Там малолюдно, рядом лес, можно ходить за грибами. То, что станция и магазины далеко, то это не проблема – есть велосипед, чтобы на нем ездить на большие расстояния. Дочери и зятю надо было добираться до работы, а внуку, он был старшеклассник, надо ходить в школу. Дом в деревне они купили старенький, и он нуждался в ремонте, но ни зять, ни дочь не предложили свою помощь, чтобы привести домик в добротное состояние. Пожилой мужчина не обижался, считал, что они работают, внук подросток учится, и делал все сам. За год с небольшим он его отремонтировал, а его супруга сшила занавески и украсила дом вышивкой, и когда дочь с семьей приезжали им нравилось все в новом небольшом домике родителей.
Прошел еще год, и когда в мае мужчина поднялся по лестнице на крышу, чтобы лучше ее осмотреть и наметить на лето ремонт, одна из верхних ступенек из-за ветхости сломалась, мужчина упал с крыши. Он остался жив, но получил много серьезных травм. Им занимались врачи и жена, а дочь с зятем и внуком даже не предложили старикам вернуться в их прежний дом, где гораздо удобнее, где все обустроено, где магазины, аптека, транспорт, поликлиника, больница гораздо ближе. Навещали, общались, но никакой заботы не проявили.
Если вдуматься, какие это страшные примеры инфантилизма, эгоистичности, черствости по отношению к другим людям, а точнее к своим близким родственникам! Это прямо-таки чеховский драматизм. А дальше, пройдут годы, сегодняшние юноши станут взрослыми, у них тоже будут дети, которым они дадут такое же воспитание? Не придется ли им и к себе испытать равнодушие собственных детей?
Мы жалеем подросших детей: «пусть отдохнут». Но отдых не будет испорчен, если они тоже внесут свой вклад в хозяйство, если научатся проявлять заботу о близких, что-то сделать для них, даже когда совсем не хочется. Настоящий человек без этого не формируется. «Самое необходимое, в чем нуждаются наши дети и мы сами, – это гармония в отношениях. Это нечто само собой разумеющееся. Но как ее обрести? Брак – это непрестанный труд по совершенствованию самого себя. Здесь не так все просто. А еще брак – это наука из наук», – говорит митрополит Лимассольский Афанасий (Николау).
В заключение позволю себе вспомнить одно стихотворение детского поэта Акима Якова Лазаревича «Неумейка» (1956 г.), как раз по детской теме:
Слыхали? Сегодня
В подъезде восьмом
Ходил почтальон
С необычным письмом.
Измятый конверт,
А на нем по линейке
Написано четко: «ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ».
Дорогие родители, найдите в интернете это стихотворение и прочитайте сами и пусть прочитают его ваши дети и внуки. Неумейкой вырасти плохо.

«Вечерняя Москва»








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru