Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: От чтения до литературного творчества

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: От чтения до литературного творчества 21.06.2022

Митрополит Климент: От чтения до литературного творчества

С чего начинается писатель? С особого дара, данного Господом. Настоящий, большой талант, гениальность всегда дается Господом. Это ни в коем случае не умаляет ни человеческой, ни творческой личности и сущности писателя и не уменьшает его вклада в художественную словесность: именно его избрал Господь, именно ему доверил дар слова. Но, подчеркну еще раз, гениальность всегда Божий дар, и только усилиями самого человека ее достичь невозможно. Развить в себе какие-то качества, работать над своими природными способностями, достичь хороших результатов можно. Но выйти на уровень гениальности своими силами, без дара, без помощи свыше не получится.

Но есть ряд важных условий, которые помогают развиться таланту или его губят.

Первое, это конечно семья. Домашняя среда, и особенно родители, оказывают громадное влияние на становление личности. В какой обстановке проходит детство ребенка, от этого во многом зависит его будущее. Речь идет не о каком-то определенном статусе или материальном положении семьи, не о каком-то обязательном образовательном уровне. Все мы знаем, что из семей очень разных и по материальному благополучию, и по социальному статусу, и по образованию выходили люди, которые становились героями, выдающимися личностями, известными писателями, реализовав в своей жизни дар Божий.

Проблема заключается в другом. Чтобы в семье сохранился у ребенка и в какой-то мере возрос дар, данный Господом, семья не должна быть подвержена зависимостям, вредным привычкам, грубым порокам. Это касается не только алкоголизма или наркомании, но и новых форм зависимости, таким как игромания, гэмблинг, теле- и компьютерная зависимость.

Ребенок, растущий в нездоровой обстановке, даже если не погибнет, имеет не так много возможностей сохранить физическое, психическое здоровье. Его внутренний мир будет искалечен. Представления о жизни, о мире, о ценностях будут искажены. Силы, данные Господом для творческого труда, уйдут на совсем другое. А способности не найдут возможности проявиться, тем более развиться. Взрослые, отдавшие самих себя зависимостям и порокам, пожертвовавшие судьбами детей ради удовлетворения своих страстных желаний, погубили немало детских творческих талантов, которые могли бы со временем возрасти.

Говоря же о семьях, в которых талант может погибнуть, еще раз подчеркну, что дело не в трудностях как таковых, а в нездоровой греховной обстановке. Немало сильных авторов в детстве, в юности вместе со всей своей семьей пережили серьезные трудности, сталкивались с лишениями, им приходилось работать в юном возрасте, чтобы выжить, но это были реалии времени, обстоятельства, в которых оказалась семья. И мы должны быть благодарны им, в этих семьях сумели сохранить дар, который Господь дал ребенку.

Еще один фактор тесно связан с семьей, это стремление дать ребенку образование. И снова подчеркну, что речь не об уровне образования, а о самом стремлении. К примеру, мы не можем сказать, что, если человек не знает или почти не знает иностранных языков, он не может быть сильным автором. Есть писатели, которым другие языки не давались, поэтому знали они их на очень скромном уровне или не знал их вовсе. И это не помешало им стать настоящими мастерами художественной словесности. Мы не можем сказать об обязательном высшем образовании или об обязательном серьезном прочтении произведений всех писателей прежних времен. Знать их желательно, но талант может проявиться и до знакомства с этими произведениями.

Говоря о стремлении родителей дать ребенку образование как об одном из важнейших факторов, отмечу, что в обеспеченной семье это, возможно, будет одно из лучших учебных заведений среднего образования, частные уроки с лучшими учителями, дополнительные занятия, один из лучших университетов. А для семьи с более скромными исходными условиями жизни это будет желание дать ребенку высшее образование в соответствии с его способностями. Родительскую семью Федора Михайловича Достоевского богатой назвать нельзя. При этом они сделали все, чтобы дать старшим сыновьям хорошее образование, хотя траты для них были ощутимыми.

Свидетельством желания вырастить думающего, образованного ребенка для семьи со скромным достатком будет и покупка книг для него, или организация познавательных поездок.

В прежние времена поддержкой родителями таланта ребенка был сам факт, что ребенок просто пошел учиться в школу или в городское училище. И он был первым школьником из семьи. И даже если в семье не было возможности купить книги, были люди, которые наизусть рассказывали детям стихи, пересказывали сказки – все, что сами запомнили в свои детские годы из рассказов старших людей, сидя за столом в осенние и зимние вечера в избе-читальне или простой сельской школе.

Можно вспомнить, что мать номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ольги Александровны Фокиной рассказывала своим детям стихи и сказки. А это были самые трудные годы, шла Великая Отечественная война. Главное для того поколения было стремление помочь ребенку сделать первые шаги к образованию, в той мере и в том объеме, в котором они могли.

Важно ощутить талант у самого ребенка, и при наличии его помочь ему полюбить чтение. Настоящий писатель – человек читающий. Безусловно, объем и круг чтения разный. Если ребенок растет в образованной семье с большой домашней библиотекой и недалеко от крупнейших библиотек города, то есть все возможности общаться с книгой, выбирать и читать самое лучшее, в том числе редкие старые издания. Если семья живет в небольшом городке или поселке, хотя и сложней, а все же возможности брать книги есть. Это местная библиотека или школьная, пусть они и скромные, но все равно ассортимент имеется.

При чтении в ребенке пробуждается особый отклик, он сам начинает искать, ловить строку, подбирать слова, размышлять. Возможно, пройдут дни, недели, месяцы или годы до того времени, когда все слова в тексте встанут на свое место, но процесс уже начался. В чужих строках юному человеку должно попасться что-то, в чем он прочитает, услышит что-то особенное, близкое, и не сможет на это не отозваться. Снова вспомню Ольгу Александровну Фокину и ее стихотворение «Мой Пушкин».

Ни у кого и никогда не получается все и сразу. Даже самый сильный талант много работает в своей жизни, совершенствуя мастерство. Здесь хочу особо сказать о тонкой грани, по которой начинающий автор должен пройти, не свалившись ни в ту, ни в другую сторону. Повторюсь: не получится все сразу, будут неудачи, будут слабые строки и целые произведения; прекрасные замыслы, которые есть в голове, при переходе на бумагу никак не будут воплощаться так, как задумывались. Могут опуститься руки, появятся мысли, что и таланта никакого не было, будет желание забросить подальше перо (ручку, клавиатуру), занять себя чем-то другим. А дело всего лишь в том, что нужно научиться работать, несмотря на неудачи. Они, повторю, были и есть у всех. Посмотрите черновики А.С. Пушкина, они все исчёрканы. И некоторые ранние версии произведений, которые мы знаем уже в более поздних версиях, настолько отличаются от первых, что кажутся созданными разными людьми. Все это свидетельство труда человека, который понял: нужно работать, даже если что-то сейчас не получается, только идущий доходит до цели.

Но есть одна большая опасность для начинающего автора. Написал произведение, услышал лестные слова похвалы, и решил, что все - он писатель, и у него все хорошо получается, а то, что кто-то критикует, так это только по зависти. Это неправильно, это гордыня, а мы знаем, что «Бог гордым противится» (Иак. 4:6). Школа писателя длиной во всю его жизнь, он должен работать над развитием таланта постоянно, а не зарывать его в землю. Отсутствие критического отношения к созданному, для юного автора, не лучшая черта. Не получится создавать хорошие произведения, если писатель не будет видеть своих недостатков и совершенствоваться.

Хорошо, если рядом окажется более опытный наставник. Мудрый, добрый, знающий, который подскажет ошибки и не лишит уверенности, который поддержит словом и посоветует, каким путем идти в литературе дальше. Вспомните, например, известное письмо Д.В. Григоровича молодому А.П. Чехову. Среди нас есть молодые люди, которым Бог дал дар художественного слова, и мы должны им помочь. Издательский совет для молодых литераторов учредил премию «Благое начало», а для совсем юных мастеров слова конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Эти проекты призваны поддержать молодых авторов. Бог вам в помощь.

 

«Вечерняя Москва»

 

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru