Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Не спешите осуждать

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Не спешите осуждать 14.12.2021

Митрополит Климент: Не спешите осуждать

Мы порой торопимся осудить человека, хотя на самом деле не знаем о нем чего-то важного. Но нам кажется, что все нам известно, что мнение наше совершенно справедливо, а слова осуждения, которые так быстро срываются с нашего языка, вполне объективны.

О том, что осуждение – это плохо, грешно и неэтично, знают все. Христос в Нагорной проповеди говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Об этом грехе подробно раскрыто у всех святых отцов. Значит, недуг осуждения мучает человечество с самого момента изгнания из рая прародителей. Осуждение — это, поистине, недуг. Никому радости он не приносит, ни у кого нет желания стать объектом хотя бы критики, не говоря об осуждении. Но тем не менее, мы часто предвосхищаем суд Божий, осуждая других.

Вот несколько беглых примеров. Когда знакомые узнавали, что один мужчина работает в детской секции борьбы тренером, а его ученики регулярно завоевывают призовые места на районных, городских, областных соревнованиях, многие из них удивлялись: «Он – тренер? Спортсмен? С такой неспортивной фигурой? Он же толстый. С молодости такой. Разъелся. Как с такой фигурой спортом заниматься?»

Эти люди не знали, что в юности этот мужчина довольно серьезно занимался борьбой сам. Но болезнь, которую у него выявили уже в ранней молодости, вызвала нарушение обмена веществ. Он был довольно полным не потому, что «разъелся», полноту вызвала болезнь. Та же болезнь не позволяла ему достичь самому каких-то результатов в спорте. Она наложила ограничения. Мужчина не хотел уходить из спорта. Он тяжело воспринимал ограничения, наложенные болезнью. Но его спортивный наставник посоветовал ему попробовать себя в качестве детского тренера. Как выяснилось, не ошибся. Работа с детьми оказалась для этого человека призванием. Он помогал им развиваться, не меньше их радовался победам. А все сомнения посторонних были вызваны только тем, что люди знали об этом человеке очень мало, только внешнее.

Другой приведу пример. От молодой девушки ждали заметных результатов в науке, успешной карьеры. С золотой медалью закончила школу, успешно училась в университете, была принята на интересную специальность в аспирантуру и блестяще защитила кандидатскую диссертацию. Ее оставили в университете и ждали, что она напишет докторскую работу, и у нее будет профессиональный рост. Но она неожиданно от всего отказалась, в науку дальше не пошла, ни о какой успешной карьере и речи не было. Она уехала в родной малый городок и работала удаленно литературным редактором в небольшом издательстве. Коллеги, которые знали ее, удивились: «В чем дело? Почему она остановилась на том, что получила в молодости, и больше ничего не достигла?» И сразу нашелся ответ: «Поленилась? Стало лень прилагать усилия дальше? Ответственности боится, поэтому и сидит в тихом городке? Или и не было у нее никаких выраженных способностей к научной работе? Ей кто-то активно помогал, а потом перестал. Не ее была кандидатская работа». Эти люди не знали, что оставить все ее заставила любовь к родителям. Она училась, пока те были крепкими, а когда их посетила болезнь, и потребовалось ухаживать за ними почти лежачими, то оставила все и вернулась к ним. Заботливый уход дочери продлевал им жизнь, которая без хорошего ухода, без приема лекарств по часам, без своевременных консультаций с врачами давно бы уже прервалась. Для нее важнее результатов в науке, важнее высоких должностей и доходов, была жизнь ее родителей, продлить ее насколько возможно. Она их любила по-христиански.

Вспоминаю еще одну жизненную ситуацию. В небольшом городке жил со своей матерью мужчина. Многие соседи считали его безвольным и нерешительным бездельником. О нем они ничего не знали. Живет довольно замкнуто, не работает с самой молодости, и было ли вообще когда-то полное официальное трудоустройство у него, с полной рабочей нагрузкой? Вероятно, нет. По слухам, он иногда подрабатывал. В школе учился успешно, но всегда сторонился одноклассников. Поступил в университет, но, проучившись немного, бросил его. Диплома нет, специальности нет. Однако в технике разбирается неплохо. Все родные и соседи обращаются к нему по всем техническим вопросам и сложностям. Да и вообще поговорить с ним (если удастся его разговорить) интересно. Кроме того, видно, что он начитан и имеет довольно широкий кругозор. Но почему он с молодости не работает? Замкнут, необщителен и не может взаимодействовать с людьми? Лентяй? Высокомерный?

Была у него еще одна особенность, но ее замечали не все. Встречает он кого-то из знакомых на улице, пройдет мимо и не поздоровается. Вроде бы вперед смотрит, но не замечает. Как будто весь в себе, в своих мыслях? Или обижен на что-то, общаться не хочет? Ну а если его окликнуть, сразу остановится и поговорит. Об этом знали самые близкие и постепенно догадывались, что у мужчины было очень слабое зрение, а он этого всегда очень стеснялся. Не работал он именно потому, что по зрению у него была инвалидность. И университет он оставил по этой же причине. Для профессии, которой он выбрал, нормальное зрение было необходимо, а у него оно было слабым с детства. Будучи юношей, он категорически отказывался носить очки, признавал только линзы. Он очень смущался из-за слабости зрения, хотел скрыть это от всех, кроме самых близких. Сначала была надежда, что с помощью операции зрение можно ему вернуть, но этого не произошло. Именно тогда по зрению ему была оформлена инвалидность. Мужчина, стеснялся этого. Ему было досадно и стыдно, что он, крепкий, не может полноценно работать и зарабатывать на жизнь себе и помогать родителям. От этих переживаний он замыкался еще больше. О них знали или догадывались только самые близкие. Ему было бы гораздо легче, если бы он не воспринимал так свои проблемы со зрением, относился к этому по-другому, но он с молодости тяжело все это переживал и старался как-то научиться зарабатывать хотя бы немного, и потому он научился разбираться в технике. Без дела он не сидел и не был бездельником и лентяем.

Осудить, сказать поспешно какие-то обидные слова легко. Гораздо труднее увидеть, услышать, правильно понять человека, отнестись внимательно к его проблеме. Но вернемся к тому, с чего начался разговор об осуждении – к мнению святых отцов Церкви. Вот немного цитат:

Очень важные слова говорит преподобный Макарий Оптинский: «Чистотой мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения».

А преподобный Амвросий Оптинский наставляет: «Как будешь кого осуждать, то скажи себе: «лицемере, изми первее бервно из очесе твоего» (Мф. 7; 5). Бревно в глазу — это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше».

Преподобный Никон Оптинский учит: «Господь видит сердце людей. А человек в суждениях своих всегда может ошибаться».

Можно еще множество доказательств найти в посланиях у апостола Павла, у Иоанна Лествечника и Аввы Дорофея, Макария Великого, святителей Димитрия Ростовского, Феофана Вышинского, Игнатия Кавказского, преподобного Паисия Святогорца и других учителей‑аскетов. Они опытно прошли путь воздержания от осуждения, но достигли святости. Все они единодушны в одном: причина осуждения кроется в гордыне. Это наследие в результате первородного греха Адама и Евы. Видеть других плохими, а себя хорошими – следствие греховного повреждения человеческой природы. Если об этом не забывать, то жизнь наша и наших близких станет гораздо радостней, и тогда мы будем шествовать легким и радостным путем любви к ближнему.

 

«Вечерняя Москва»

 

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru